DG048 (dg048) wrote,
DG048
dg048

Categories:

ЛЕГЕНДЫ О ЧЕЛЯБИНСКЕ

легенды.jpg
Фрагмент картины Качалова В.В. «Ярмарка в Челябинске. XIX век»

Листая энциклопедию "Челябинск"
Легенд как фольклорных произведений, основанных на вымысле и посвященных Челябинску, до наших дней дошло немного. В значительной мере связано это с тем, что население города с конца 19 века пополнялось за счет пришлых, а топонимический и иной фольклор вымывался из бытовой среды вплоть до полного исчезновения. В итоге сохранилось лишь то, что было записано в 20–30-е годы 20 века местными краеведами за рассказчиками, жившими в Челябинске до проведения железной дороги или слышавшими легенды от старшего поколения. Наиболее распространенные легенды — топонимические — содержат трактовку происхождения названий населенных пунктов. Одну из таких легенд записал и опубликовал в 1930-е годы в рукописном журнале «Челябинский краевед» (Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. Р-633. Оп. 1. Д. 21) А. Шумаков. В ней рассказывается, что на месте Челябинска в давние времена (лет 200–250 назад) был единственный рыбачий шалаш. Стоял он на левом берегу реки Миасс (в районе современных улиц Каслинской и Кыштымской). На правом берегу были дремучие леса, о чем писал в своем первом очерке о городе и А. В. Орлов. Степная левая сторона реки служила пастбищем, куда башкиры пригоняли стада на летний выпас. В шалаше жил рыбак-башкир, у которого пастухи выменивали рыбу на другие продукты. Так продолжалось из года в год. Но однажды прибывшие на «летовку» пастухи не нашли своего соплеменника и его жилища. Шалаш был разрушен, на его месте остался брошенный челяк (по-башкирски «селяк» — деревянная посудина, ведро). Башкиры, продолжавшие пригонять сюда стада на выпас и водопой, стали называть это «местом, где (был найден) селяк (челяк)». Так будто бы возникло название «Селяба» (Челяба), а от него — «Челябинск». Казахскую легенду о происхождении названия города опубликовал в 1996 году бывший сотрудник краеведческого музея Ю. Г. Бошняков, ныне проживающий в США. В ней рассказывается, что кош (стан) сына султана Младшего казахского жуза (племенные объединения) Селимбая находился на реке Миасс, служившей северным пограничьем. Не раз случались здесь военные стычки между башкирами и казахами (киргиз-кайсаками). Мудрый Се-лимбай нашел способ примирения — двум враждующим народам брать жен из стана противника. Селимбаю дали новое имя Селеби (по-казахски «би» — судья), закрепившееся и заурочищем, где стоял кош Селимбая. Русские, обосновавшиеся здесь в 18 веке, назвали заложенную им крепость созвучно урочищу — Челяба. Историческая легенда, записанная и опубликованная в 1930-е годы в журнале «Челябинский краевед» Ф. И. Горбуновым (Объединенный государственный архив Челябинской области.Ф. Р-633. Оп. 1. Д. 21), повествует, что на правом берегу Миасса некогда располагалась башкирская деревня Челябха, а первые русские поселенцы селились на левом берегу реки. Жили они свободно, не зная над собою никакой власти, и лишь башкиры беспокоили их, заставляя быть настороже. На общем сходе русские решили действовать организованно и избрали себе в атаманы Максима Кривого — человека энергичного и жесткого. Он предложил башкирам немедленно убраться из этой местности, угрожая в противном случае применить силу. Учитывая численное превосходство русских, башкиры не стали ждать столкновения и, собрав пожитки, откочевали в Сарт-Калмыцкую волость. Русские же заняли и правый берег Миасса. Версия о первоначальном заселении русскими левого берега реки довольно устойчива в легендах. В 1928 году при проведении земляных работ между современными улицами Кирова и Коммуны были обнаружены человеческие останки, в связи с чем в газете «Челябинский рабочий» разгорелась дискуссия. Ее участник челябинский старожил Г. Игумнов, ссылаясь на семейное предание, писал: «Здесь, по направлению к реке, была крепость Челяба. Ранее она была только за рекой, а на этой (правой) стороне жили киргизы» (Челябинский рабочий. 1928. 13 июня). Разумеется, легенды не отражают жизненной реалии доподлинно, а содержат лишь общую историческую канву (противостояние народов, их нравы, обычаи и др.). Истинная ценность легенд — в отражении образа мыслей и системы нравственных ценностей народа. Легенды о Челябинске — одна из составляющих историко-культурного наследия городского сообщества.

В. С. Боже

Литература: Боже В. С. Из челябинского фольклора // Городской романс. Челябинск, 1996; Бошняков Ю. Г. Этимология топонима «Челябинск» // Исторические чтения: Материалы науч. конф. ... Челябинск, 1996. Вып. 2.

Tags: энциклопедия "Челябинск"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments