DG048 (dg048) wrote,
DG048
dg048

Categories:

КУЛЬТУРА конца XIX — начала XX веков

культура.jpg
Симфонический оркестр Общественного собрания в городском саду. 1907 год

Листая энциклопедию "Челябинск"

Город в социокультурном развитии переживал значительные перемены, связанные с модернизацией страны и урбанизацией региона с присущими этому процессу закономерностями и российской спецификой. Развитие Челябинска приобрело форсированные темпы с проведением через него Транссибирской железнодорожной магистрали и превращением города в крупный транзитный центр и «ворота в Сибирь». Значительно увеличилось население Челябинска, став пестрым в социальном, этническом и культурно-бытовом отношениях, что существенно видоизменило его социокультурный портрет. Изменился внешний облик города: появились каменные строения («двух- и трехэтажные громады»), аптеки, автомобили, электротеатры, телефон, электрическое освещение, фотография. Трансформировался образ жизни, одежда и быт жителей ранее захолустного городка. Однако прогресс в культурно-бытовой сфере был не столь стремителен, как в экономической области. Современники оставили много удручающих оценок по поводу благоустройства города и патриархальности нравов его жителей в начале века (В. А. Весновский, А. Нечаева, В. Н. Гартевельд, А. А. Яблочкина). Челябинск начала 20 века они сравнивали с «Зауральским Чикаго», с «далеким западом Америки». Но с другой стороны, отмечали дистанцию в культурном развитии между Челябинском и Екатеринбургом и Пермью — уральскими городами с устоявшимися культурными традициями. Состояние системы массового образования и уровень грамотности населения были следующими: наблюдался устойчивый рост грамотных жителей города, с 39,75 % в 1897 году до около 50 % к 1917 году — результат развития системы образования в начале века, включавшей в себя все типы начальной и средней школ. Современники и ведомственные источники информации свидетельствовали о большой тяге к знаниям во всех слоях населения, особенно непривилегированных. Динамично развивалась и библиотечная сеть Челябинска. Появлялись новые интеллектуальные запросы и занятия, наряду с традиционными формами увеселений и развлечений, присущими крестьянской и мещанско-купеческой среде. В быту горожан формировались европеоизированные художественно-эстетические ценности и вкусы, приоритеты науки и просвещения, мода, здоровый образ жизни. Большой привлекательной силой обладали такие культурные развлечения, как ярмарочные балаганы с традиционным набором номеров: музыкальные сценки, выступления комиков, трагиков, акробатов, атлетов-борцов, клоунов и танцоров. Современники называли главным культурно-увеселительным заведением 60-х годов 19 века балаган с марионетками, напоминающий современный кукольный театр. Скорее всего, что до начала 20 века эти формы массовой культуры вполне удовлетворяли потребности невзыскательной мещанской и крестьянской публики. Состоятельные жители и гости города могли наслаждаться музыкой в ресторанах. Еще в 70-е годы 19 века в Челябинском саду-острове сложился соответствующий духу и эстетическим нормам времени культурный комплекс, способный удовлетворить вкусы поклонников русской и цыганской песни, гитары, мандолины и балалайки. В конце 19 века сад-остров был передан городскому пожарному обществу, которое впоследствии курировало работу всех увеселительных заведений. Челябинцы любили посещать летний театр на острове, прогуливаться под звуки духового оркестра, организованного пожарниками. Неизменной любовью горожан пользовались цирковые представления гастрольных трупп. Деревянное здание цирка располагалось на площади Южной около Народного дома. В свидетельствах очевидцев отмечался большой интерес жителей к клубным собраниям, где можно было поиграть в азартные игры, потанцевать под аккомпанемент оркестра или рояля. Там же после 1905 года появилась такая политизированная форма развлечения, как маскарады. Рушились старые уклады, на их место заступал новый двигатель жизни — торговый и промышленный капитал. Это привлекало в город великое множество людей и привносило новые запросы. Жизненные ценности горожан и культурный статус Челябинска того времени наглядно проявляются в названиях улиц и торговых вывесках. Улица Христорождественская (ныне улица Цвиллинга) в 19 веке стала главной улицей города. Здесь располагались основные административные здания и предмет гордости горожан — Христорождественский собор. Основной торговой улицей была Уфимская (ныне улица Кирова). Она соединяла Троицкую и Соборную площади. Азиатская (ныне улица Елькина) и Ивановская улицы (ныне часть улицы Труда) пестрели вывесками ремесленников и торговцев: «Самый свежий кондитерский товар из Уфы», «Готовое европейское платье парижского мастера Стерледева», «Венский шик мадам Акулин» и др. Экскурсия по старым улицам города оживляет и дополняет наше восприятие дореволюционного Челябинска, помогает осмыслить своеобразие культуры того времени. Первым общественно-культурным учреждением города стало железнодорожное собрание, основанное на системе членства и взносах. Собрание располагало зрительным залом, помещением для бильярда и карточной игры, буфетами. Проблемы культурного развития Челябинска, как и всей российской провинции, находили разрешение не в сфере деятельности государственных институтов, а в области общественной инициативы, культурно-просветительных начинаний снизу, из рядов интеллигенции, которая задавала определенный тон и ритм общественной жизни, вырабатывала ценностные установки и реализовывала их. В Челябинске конца 19 века проживали 88 специалистов с высшим образованием и 733 со средним. Официально значились на юридической службе 10 человек, в учебно-воспитательной сфере — 65, в медико-санитарной — 82, к науке и литературе имели отношение 17. К началу 20 века город окончательно превратился в многонациональный и многоконфессиональный, что определило его облик и духовную жизнь на будущее. Православие оставалось основной конфессией — увеличивалось количество церквей, было учреждено викариатство (1908), создавались новые приходские школы и епархиальное женское училище. Действовали 3 общины старообрядцев и 1 — евангельских христиан-баптистов, имевшие свои молитвенные дома. Католическая община открыла костел, при котором действовало народное училище; протестанты намеревались строить кирху. Еврейская община возвела синагогу, мусульманская — каменную мечеть. Все эти культовые сооружения украшали город, придавая ему оригинальный евроазиатский колорит. Происходили радикальные изменения в светском образовании — фактически был решен вопрос о введении обязательного начального образования (5 мужских, 5 женских, 2 смешанных училища). В начале 20 века появились первые профессиональные учебные заведения и средние специальные (учительская семинария). При городской управе был создан комитет по народному образованию, при Народном доме — музей наглядных пособий; городская дума около 20 % бюджета выделяла на народное образование. В конце 19 века более 40 % горожан (из них 1/3 — женщины) были грамотны (в среднем по России 17,4%). Средние учебные заведения становились подлинными очагами культуры — так, в реальном училище имелась богатая библиотека, спортивный зал, ученический хор, преподавалась музыка, изобразительное искусство. Преподаватели: выпускники ведущих российских университетов, Сорбонны, Московской консерватории, Строгановского художественного училища — составляли цвет общества. Широкое распространение получила просветительская работа — народные чтения, лекции и беседы на научные и популярные темы, собиравшие сотни слушателей. Эта атмосфера породила традиционное для развивающейся культуры явление — дети купцов шли в науку, в сферу умственного труда. Так, И. М. Крашенинников (сын челябинского купца), будучи студентом Московского университета, пытался создать в Челябинске научное общество и естественно-исторический музей, в чем ему помогали преподаватели реального училища. Численность лиц, занятых умственным и интеллектуальным трудом в Челябинске, в начале века росла, умножая творческий потенциал города. Именно из этой социокультурной среды рекрутировались энтузиасты-общественники, утверждавшие основы культурных традиций и удовлетворявшие во многом эстетические и духовные потребности населения. Особую значимость приобрела эта самодеятельность в регионах, где отсутствовали земские структуры. Распространенным явлением начала 20 века стало создание всевозможных просветительских и благотворительных обществ, куда входили представители местной интеллигенции с намерением оживить жизнь города, вдохнуть интерес к культуре и просвещению. Инициатором многих культурных начинаний в Челябинске было Общество попечения о начальном образовании (Н. Л. Лебединский, А. Г. Туркин, В. А. Михайловский, Н. П. Нестерович и др.). Оно старалось привлечь внимание челябинцев к таким крупным событиям в культурной жизни России, как юбилеи А. С. Пушкина (1899), Л. Н. Толстого (1908), Н. В. Гоголя (1909), М. В. Ломоносова (1911), а также рядом мероприятий почтить смерть Толстого (1910) и отметить 50-летие со дня смерти поэта И. С. Никитина (1911). Общество в рамках просветительских функций организовывало публичные лекции, праздники для детей, библиотеки, воскресные школы, создавало передвижные музеи, проводило выставки. Другими общественными организациями Челябинска были общества: «Дошкольное воспитание», санитарного попечения, помощи голодающим, проводившие аналогичные культурно-образовательные мероприятия. Как и в других провинциальных городах, в Челябинске общепризнанным культурным центром считался Народный дом, открытый в 1903 году уездным комитетом попечительства о народной трезвости и предназначенный для организации мероприятий, отвлекающих население от «неумеренного употребления крепких напитков». В Народном доме работал кружок любителей словесности, который организовывал лекции на литературные темы, пытался выпускать рукописные и печатные журналы. При Народном доме существовали воскресные курсы, на его сцене выступали заезжие гастролеры и местные любители театра. С 1903 года в Челябинске при городском общественном собрании существовало Музыкально-драматическое общество, объединившее местных любителей драмы и оперы. В 1909 году в него вступил народный хор, организованный по инициативе податного инспектора Михайловского и нацеленный на пропаганду народной и, прежде всего, струнной музыки. Силами общества в городе культивировались такие «разумные развлечения», как организация гастролей, постановка спектаклей, концертов, детских утренников. В 1910 году в структуре общества появились хоровое и мусульманское драматическое отделения. Челябинск не был исключением из других провинциальных городов, где в отсутствие профессионального театра рождалось любительское движение по созданию самодеятельных театров. Тем более что приезжие театральные труппы (частная антреприза) работали сезонно, часто меняя состав и репертуар, не всегда утруждая себя заботой о качестве спектаклей и не считаясь с мнением публики. Большим открытием для челябинских театралов начала века стала опера — жанр искусства, на который музыкальные просветители тех лет возлагали большие надежды в борьбе против «одичания и огрубления общественных вкусов». С 1907 года в Челябинске существовал любительский симфонический оркестр, руководителем которого был Г. Д. Моргулис. С начала века в качестве развлекательной сферы появился кинематограф в виде частных предприятий коммерческого типа, количество которых в Челябинске возрастало. Современники наблюдали рост популярности кино среди всех слоев челябинского общества и отмечали, что электротеатр (к/т) властно вошел в сознание обывателя. Особый интерес к кинематографу проявила молодежь, получившая возможность расширить свой кругозор и обрести новую сферу общения. В начале 20 века в Челябинске появилась частная периодическая печать. Выходили как общественно-политические издания, так и профессионально-корпоративные. Значительный потенциал культурно-просветительной деятельности имели челябинские газеты: «Голос Приуралья» (1906–1916), «Приуралье» (1907–1909), «Приуральский край» (1906–1907), «Приуральское слово» (1912), «Жизнь Приуралья» (1915), которые кроме информации о текущих событиях помещали на своих страницах материал по истории литературы и поэзии, публиковали рецензии на спектакли местных театралов-любителей и гастролеров-профессионалов, знакомили читателей с творчеством местных литераторов, представляли литературно-критические обзоры о тенденциях развития отечественной и зарубежной литературы и драматургии. Особо следует выделить содержание литературно-художественной части «Голоса Приуралья», который прочно придерживался реалистических позиций и отторгал декадентские новации в искусстве. Частная периодика стала вовлекать горожан в орбиту влияния рекламы, как бы открывавшей новые горизонты жизни и мира вещей и призывавшей к иным стандартам потребления и оформления внешнего облика человека, его досуга и быта. С 1912 года начали выходить «Известия Челябинского общества потребителей рабочих и служащих» и «Наш союз» — издания местных кооператоров и потребителей. С появлением в 1913 году в Челябинске земских учреждений возможности культурно-просветительной работы расширились: новые органы активно занимались вопросами внешкольного образования, устройства библиотек-читален, народных чтений, воскресных школ. В 1916 году челябинцы впервые наслаждались классическим балетом. В цирке выступали известные артисты. Появился 1-й местный профессиональный писатель А. Г. Туркин, чье творчество высоко оценил В. Г. Короленко. Среди предпринимателей процветали благотворительность и меценатство (семья Покровских). Культурная инициатива наряду с традиционными сферами проявлялась в области не вполне органичной торгово-транспортному центру — в науке, причем на стыке с краеведением: Н. К. Минко на собственные средства проводил первые профессиональные археологические изыскания, участвовал в организации Челябинского филиала Уральского общества любителей естествознания.

Т. А. Андреева, Г. П. Суслова

Литература: Андреева Т. А. Культурно-просветительная деятельность уральской интеллигенции между буржуазно-демократическими революциями (1907–1916) // Народное образование на Урале в 18 — нач. 20 вв. Свердловск, 1990; Протасов В. Записки челябинского старожила // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Челябинск, 1996. Вып. 1; Весновский В. Весь Челябинск и его окрестности (1909) // Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собр. текстов. Челябинск, 1997; Туркин А. Челябинская жизнь // Там же; Исторические чтения. Вып. 5. Материалы науч. конф. «Культура Челябинска: поиски и находки» (1998) / Ред.-сост. Э. Б. Дружинина. Челябинск, 2000.
Tags: энциклопедия "Челябинск"
Subscribe

  • Как "АКСАЙ" превратился в "ЯЛТУ"

    Прямо скажем, оба эти слова совсем не характерны для Челябинска... Тем не менее, более ста лет назад на вывесках с большими буквами они гордо…

  • Ак -мечеть

    Ак-мечеть. Улица Азиатская(ныне Елькина). Дореволюционная почтовая открытка. Листая энциклопедию "Челябинск". АК-МЕЧЕТЬ (Ак-Масит, Белая…

  • Листая энциклопедию "Челябинск". А г а п о в П. А.

    Дом Агапова. Улица Цвилинга (бывшая Христорождественская),16. Построен в 1905 - 1906 году. Фотография 1930 - х годов АГАПОВ Павел Александрович…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments