DG048 (dg048) wrote,
DG048
dg048

Categories:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОПЫТА в 1930-е годы.

цеха ЧТЗ.jpg
Общий вид фрезерного отделения инструментального цеха ЧТЗ. 1933 год

Листая энциклопедию "Челябинск"

В числе некоторых других городов страны Челябинск стал родиной гусеничного тракторостроения и таких отраслей промышленности, как ферросплавная, электродная, абразивная, цинковая, что позволило советскому государству уже в годы первых пятилеток выйти на передовые рубежи в мировом промышленном производстве. Существенную роль в этом сыграло использование передового технического опыта зарубежных стран. Отношения с иностранными фирмами складывались непросто: сказывалось влияние как политических, так и экономических факторов, например, конкуренции на мировом рынке. В апреле 1929 года было принято решение о строительстве первого в стране завода по производству тяжелых гусеничных машин — ЧТЗ. По своей производственной мощности он должен был превзойти в 1,5 раза. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, вместе взятые. Сооружение такого предприятия становилось возможным только при использовании передового опыта, накопленного в мировом тракторостроении. Поэтому разработку генерального плана ЧТЗ и проекта основных цехов решено было провести в США, хотя эскизный проект завода, выполненный группой инженеров Ленинградского Гипромеза, получил высокую оценку американских фирм «Катерпиллер» и «Альберт Кан». В январе 1930 года группа советских специалистов вместе с начальником строительства К. П. Ловиным и главным инженером И. В. Ивановым выехала в США. Они посетили фирмы «Аллис Чалмерс», «Алиганс» и другие. В ходе переговоров фирма «атерпиллер», тип трактора которой был взят за основу, выдвинула неприемлемые для советской стороны условия. Вознаграждение за проект, представленный на английском языке и в американских (неметрических) мерах, должно было составить 3,5 тысячи долларов. Кроме того, СССР не имел права экспортировать в течение 20 лет тракторы типа «Катерпиллер». Компания также отказалась предоставлять техническую информацию о новейших усовершенствованиях своих машин после сдачи проекта. В марте Ловин сообщил в Челябинске: «...остается мало надежд на благоприятный исход переговоров с “Катерпиллером”, по-видимому, придется работать силами собственного бюро с помощью другой, второстепенной тракторной фирмы и отдельных американских специалистов». В апреле в Детройтском центре автотракторной промышленности США было создано специальное проектное бюро «Челябинск трактор плэнт», куда вошли 40 советских и 12 американских специалистов. С учетом последних достижений в области тракторостроения бюро внесло значительные изменения в эскизный проект ЧТЗ. По предложению фирмы «Альберт Кан» было решено строить 3 отдельных корпуса (механический, литейный и кузнечный) вместо намеченных 20 цехов. Компании рекомендовали заменить железобетонные опорные колонны цельнометаллические, что позволяло увеличить ширину пролетов, а также менять объекты производста. Переход на выпуск танков в начале Великой Отечественной войны подтвердил правильность принятых решений. К началу июля проектировщики закончили работу и телеграфом передали в Челябинск генеральный план завода. План разбивки будущего предприятия оказался настолько точен, что произведенная по нему закладка фундамента в дальнейшем не потребовала изменений. Сотрудничество с иностранными фирмами имело продолжение. Так, в оснащении ЧТЗ оборудованием принимали участие 307 фирм из Германии, США, Франции, Англии. При наладке тракторов консультантами были немецкий инженер Грэфф, американский специалист Л. Фини и другие. 1 июня 1933 года состоялся пуск ЧТЗ, а в 1934 году первая очередь завода вышла на проектную мощность, что позволило стране занять 1-е место в мире по производству тяжелых гусеничных тракторов. Новейшие достижения зарубежной науки и техники были использованы и при сооружении ферросплавного завода — первенца отечественной промышленности. Это предприятие должно было стать составной частью ЧЭМК, объединяющего несколько производств: ферросплавов, угольных и графитированных электродов, без которых невозможна выплавка электростали, абразивов для обдирки стальных, железных и чугунных слитков при обработке металла на машиностроительных заводах. Летом 1929 года группа советских инженеров во главе с К. П. Григоровичем разработала в Московской горной академии проект Челябинского ферросплавного завода. Еще до начала строительства советским правительством был заключен с фирмой Круппа договор, по которому более 300 человек получили возможность пройти практику на немецких заводах, выпускавших качественную сталь и ферросплавы. В ноябре. 1929 года немецкая фирма «Альтебауг» взяла на себя общее руководство сооружением главного корпуса будущего завода. Но компания затягивала сроки работ, поэтому от ее услуг отказались. Проект ферросплавного завода составлялся с расчетом на американское оборудование, однако договориться о его поставках не удалось. Эти обязательства взяли на себя немецкие фирмы («Сименс-Шуккерт», «Зиммеринг», «Бергер и Круп», «Рансон»), но размеры выпускаемых ими электропечей были больше американских, что требовало дополнительных работ и продлевало строительство. В августе 1930 года главный инженер С. В. Семенов и главный металлург А. П. Сергеев обнаружили на одном из заводов Сатки старую электропечь фирмы «Сименс-Шуккерт». ВСНХ СССР разрешил перевезти ее в Челябинск. За 2 месяца, работая в 3 смены, строители и монтажники выполнили огромный объем работ: демонтаж и отправку саткинской электропечи в Челябинск, реконструкцию части главного корпуса для ее установки, монтаж и другое. 7 ноября 1930 года электропечь дала первый металл. Эта дата считается днем рождения отечественной ферросплавной промышленности, а Челябинск — родиной первых в стране ферросплавов. Челябинский феррохром, как показали анализы, по качеству не уступал продукции знаменитых литейных заводов Круппа. В 1932 году челябинские электрометаллурги перекрыли проектную мощность завода, и до конца 1933 года ЧЭМК являлся единственным поставщиком ферросилиция, феррохрома и ферровольфрама народному хозяйству страны.

Н. П. Шмакова

Литература: Гусаров В. Н. Родина советских ферросплавщиков. Челябинск, 1971; Кутепова Н. М. Первенец советской ферросплавной промышленности / Н. М. Кутепова, Н. П. Шмакова // Вопр. истории. М., 1980. № 1.
Tags: энциклопедия "Челябинск"
Subscribe

  • КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КРУЖОК при музее местного края

    Ленинский уголок и фрагмент стенной газеты "Челябинский краевед" в краеведческом музее. 1934 год. Из фондов ГИМ Южного Урала Листая…

  • «ЧЕЛЯБИНСК», энциклопедия

    Коллективное фото авторов энциклопедии "Челябинск" с главой города Челябинск В.М.Тарасовым после торжественной презентации. Дворец пионеров и…

  • КРАЕВЕДЕНИЕ

    Обложка книги (фрагмент) "Подвижники. Краеведы Челябинской области. 2009" "Листая энциклопедию"Челябинск" Изучение родного края методами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments