DG048 (dg048) wrote,
DG048
dg048

Categories:

ЖИВОПИСЬ в Челябинске

ванды.jpg

Вид на город из за реки Миасс. И.Л.Вандышев. Из фондов ГИМ Южного Урала

Листая энциклопедию "Челябинск"

Основы художественной жизни в городе закладывались в 1-м десятилетии 20 века. Одним из преимущественных направлений художественной культуры дореволюционного периода была преподавательская деятельность профессиональных художников. В общеобразовательных школах преподавали Е. Т. Володин, П. К. Любченко, С. В. Орлинков и др. В 1918 году в Челябинске впервые открылся вечерний класс живописи и рисования, которым руководили А. Н. Самохвалов и И. К. Мрочковский, художники, получившие образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1920-е годы возник ряд различных студий. Наиболее заметный вклад в художественное образование внесли студии под руководством талантливых художников Н. А. Русакова, Н. Д. Лебедева и Д. Ф. Фехнера. Изостудии в 1920-е годы стали самой массовой и популярной формой художественного образования. Кроме названных художников в этот период в Челябинске работали Корабельников, Кукурудза (выпускники столичных художественных школ). Их произведения в большинстве своем либо не сохранились, либо остаются неизвестными. Свидетельством существования станкового искусства в Челябинске, в том числе живописи, являются выставки. Из них первая значительная (участвовали все художественные силы города) была открыта 6 декабря 1925 года. Освещалась в столичной и местной прессе. Живопись 1920-х годов отличалась жанровым и стилистическим разнообразием. Критикой выделены 3 имени: Лебедев, Русаков и Самохвалов и подчеркнуто индивидуальное своеобразие их творческих методов, «отражающих три течения современной живописи… реалистов, неоимпрессионистов и экспрессионистов». В творчестве части молодых художников были сильны увлечения новейшими течениями и искусством современного авангарда. Самым активным проводником новых идей в искусстве, наиболее значительной фигурой в художественной среде Челябинска 1910–1930-х годов был Русаков. Он оставил яркий след в культурной жизни Челябинска и оказал большое влияние на формирование его художественных традиций. В 1930-е годы Русаков руководил студией при отделе культуры (создана в 1935 году). В «академии Русакова» получили образование многие местные художники. Другим самобытным мастером, творчество которого стало явлением в художественной жизни города, был И. Л. Вандышев. Он известен своими картинами, посвященными жизни Челябинска, его прошлому и настоящему. Вандышев проявил незаурядный дар живописца с тонким колористическим чутьем и пленэрным видением. Два корифея художественной жизни города воплотили в своем творчестве 2 главных направления в искусстве первых послереволюционных десятилетий: Русаков — представитель живописной культуры 20 века с ее открытиями в области чистой пластической формы, выраженной декоративностью и цветовой экспрессией, и Вандышев — носитель традиций старой школы живописи. В истории искусства Челябинска первых десятилетий прошлого века много белых пятен. В социальных перипетиях времен Гражданской войны и репрессий утрачены сведения о многих художниках, местонахождении их работ. Имена и творчество некоторых из них были возвращены обществу спустя десятилетия. В 1980 году в городе открылась выставка «Старейшие художники Южного Урала», организованная искусствоведом Л. П. Байновым. Впервые челябинские зрители увидели практически забытые работы Русакова, Вандышева, А. М. Сосновского, П. Г. Юдакова, О. П. Перовской — художников, заложивших основы художественной традиции и стоявших у истоков Челябинского областного Союза художников (ЧОСХ). Благодаря активной творческой и преподавательской деятельности первых профессиональных художников культурная жизнь в Челябинске значительно оживилась. В начале 1930-х годов начался процесс тотальной идеологизации искусства. Засилие индустриальной тематики, требование документализма в изображении действительности повлекли за собой нивелирование творческих методов, отказ художников от пластических поисков и экспериментов. Утверждению в искусстве принципов социалистического реализма способствовала масштабная акция, проведенная на Урале в 1932–1934 годах. Свыше 100 московских и ленинградских художников, среди которых Б. В. Иогансон, Н. М. Ромадин, В. В. Мешков, П. П. Соколов-Скаля, Ю. И. Пименов, И. И. Бродский и другие, работали в эти годы на индустриальных гигантах Урала. Произведения, созданные ими, демонстрировались на выставке «Урало-Кузбасс в живописи», организованной Всекохудожником (Свердловск, 1935). Вместе со столичными художниками в ней приняли участие и местные. 30 марта 1936 года в клубе ЧТЗ открылась выставка «Южный Урал в живописи» (филиал выставки «Урало-Кузбасс...»). В течение нескольких лет она функционировала как передвижная. Произведения этой экспозиции легли в основу созданной в 1940 году Челябинской картинной галереи. Большая их часть была утрачена во время войны. Появление в городе картинной галереи, ЧОСХ, а также профессиональной критики в лице Л. П. Клевенского создавали предпосылки для развития изобразительного искусства. Перед войной в Челябинске работали такие живописцы старшего поколения, как Русаков, Вандышев, Юдаков, Сосновский, молодые художники В. Н. Челинцова, Н. А. Маричева, В. М. Яковлев. Итоги пятилетней творческой деятельности художников Южного Урала подвела первая областная выставка, прошедшая в 1940 году в залах картинной галереи. В годы Великой Отечественной войны художественная жизнь в городе не останавливалась. Ее оживлению способствовал приезд группы эвакуированных художников из Москвы, Ленинграда и других городов. Многие из них были в то время зрелыми мастерами с хорошей профессиональной школой (ленинградец Л. А. Малышев, москвичи Рогачев, В. В. Аболичевская, В. А. Шестаков, харьковчанин Перельман, художник из Латвии М. М. Иоффе и другие). За 4 военных года в Челябинске прошло около 15 выставок. Самой значительной из них была экспозиция «Великая Отечественная война», посвященная годовщине Красной Армии. На выставке местные и эвакуированные художники впервые выступили как единый коллектив. Работы этого периода в большинстве своем остались неизвестными, но из архивных документов ЧОСХ следует, что главными особенностями искусства военной поры были публицистичность, живой отклик на события, происходившие в стране, на фронте. Об этом говорят названия работ: «Строительство на одном из оборонных заводов танковой колонны им. Челябинского комсомола» (Малышев), «Мародер» (Яковлев), «Поймали диверсанта» (Дергалева), «Налет партизанского отряда», «Бой на подступах к Москве» (Вандышев). Все искусство военного периода носило агитационно-массовый характер. Итоги деятельности художников Южного Урала в военные и предвоенные годы подвела областная выставка, состоявшаяся в 1947 году. Значительность ее содержания определялась большими тематическими полотнами Вандышева «Первый трактор», «У карты информбюро»; Соловьева «Магнитогорский комбинат», «Строительство шестой домны»; Юдакова «Митинг в колхозе...» Выставка свидетельствовала о профессиональном росте отдельных художников. Но в целом ЧОСХ послевоенного периода не хватало высокопрофессиональных мастеров в связи с отъездом после войны эвакуированных художников. В течение 1950-х годов в Челябинск прибыли более 30 художников, в том числе живописцы, чье творчество открывало новую страницу культурной жизни края. Художники старшего поколения, продолжая традиции Ассоциации художников революционной России 1920-х годов, писали полотна на историко-революционные темы: В. Б. Рябинин — «Допрос революционерки С. Кривой», В. П. Мещеряков — «На Колчака», В. А. Неясов — «Рудовоз на старом Урале», «По тылам белых». Картины народной жизни старого Челябинска продолжал писать Вандышев. Полотна на темы современности отличались ощущением радости бытия («Уральские частушки», «Праздник русской зимы» С. Б. Качальского). Для тематических полотен 1950-х годов характерны публицистичность и документальность передачи событий («Освоение нового процесса» Неясова). Природа Урала, городские и индустриальные мотивы Челябинска определили тематику живописных пейзажей Неясова, Качальского, Лаптева, Юдакова. В это же время в Челябинске начали работать молодые одаренные выпускники Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина: Р. И. Габриелян, К. В. Оганесян, А. О. Григорян. Они привнесли в художественную среду города новое понимание сущности искусства. Их жвопись, декоративная, яркая, эмоциональная, отражала эстетику нового времени, его свободный и поэтический дух. Время оттепели породило таких бунтарей, как В. Н. Дьяков и Габриелян, своей смелой, напряженной живописью бросивших вызов общепринятым нормам в искусстве. Рядом с молодыми продолжали работать мастера старшего поколения: Вандышев, Перовская и Челинцова. Десятилетию 1960-х годов сопутствовали новые тенденции, возникшие в искусстве как протест художников против приукрашивания действительности и бытописательства. Новое направление, названное позже «суровым стилем», в живописи проявилось уже в конце 1960-х годов в творчестве художников среднего и старшего поколений и развивалось на протяжении почти всего следующего десятилетия («Солдатки» А. М. Смирнова, «Бетон первых пятилеток» О. М. Решетникова). В пейзажном творчестве И. А. Кучмы, И. Е. Болотских, В. В. Бубнова свежие веяния выразились в поиске емкого монументального образа природы. С конца 1960-х годов в художественную среду Челябинска начали вливаться новые силы — молодые художники, выпускники художественных училищ Свердловска, Ленинграда, Москвы. Талантливые, смелые экспериментаторы Н. Д. Аникин, В. В. Качалов, П. П. Ходаев, З. Н. Латфулин, К. В. Фокин, Л. Н. Костина, С. Л. Черкашин, В. Г. Мишин, В. Л. Якивец, В. В. Чернилевский — почти все челябинцы. Их творчество оживило художественную жизнь города, обогатив ее новыми формами — монументальными, декоративными. С искусством этих художников пришло другое понимание пластической формы (утраченной с отъездом из города армейской диаспоры живописцев-новаторов) как способа отражения не только реалий видимого, материального, но и категорий мира чувств, подсознания, интуиции. К концу 1980-х годов это уже зрелые художники, со сложившимся мировоззрением и своим оригинальным творческим опытом. В 1980-е годы для искусства живописи было характерно развитие жанра масштабной исторической картины, которое обусловили, с одной стороны, социальный заказ, а с другой — желание художников в монументальной форме выразить свою гражданскую и этическую позицию, решая одновременно пластические задачи (Аникин, «Уходил рабочий батальон»; Костина, «Декрет о земле», «Первый трактор»; Фокин, «Степан Разин»; Качалов, «Первые авиаторы», «Первый спутник»; Ходаев, «Отечественный булат» и др.). На протяжении всего следующего десятилетия процесс поиска пластической выразительности в живописи стал главным и вовлекал художников разных поколений и творческих интересов. Диапазон стилистических. устремлений в творчестве челябинцев широк. Здесь и традиционная живопись, в основе которой лежат сюжет и предметная изобразительность, и широкий спектр постмодернистских исканий, обращенных к разным слоям мировой культуры от древних цивилизаций до авангарда начала века. В 1990-е годы в Челябинске появились первые неформальные творческие группы и объединения, включающие главным образом живописцев: в 1988 году — «Африканский клуб» (Чернышов, А. Ю. Данилов), 1992 году — «Традиция» (Аникин, Качалов, Латфулин, В. П. Меркулов, Ходаев, Чернилевский, искусствовед Г. С. Трифонова), 1994 — «Русская провинция» (В. Н. Соловьев, С. В. Селиверстов, Д. Н. Сурин, Л. Б. Сурина).

Л. А. Сабельфельд

Литература: Байнов Л. П. Художники Челябинска. Челябинск, 1979; Произведения челябинских художников. 1917–1986 гг.: Кат. / Авт. вступ. ст. и сост. Л. А. Сабельфельд. Челябинск, 1986; Изобразительное искусство. 20 век. Челябинск: Альбом / Авт. вступ. ст. Л. А. Сабельфельд. Челябинск, 1996; Челябинская организация союза художников: Альбом. Челябинск, 1996; Трифонова Г. С. Становление и развитие художественной культуры на Южном Урале (20–80-е гг. ХХ в.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Челябинск, 2000.
Tags: энциклопедия "Челябинск"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments