DG048 (dg048) wrote,
DG048
dg048

Categories:

ДУХОВЕНСТВО ПРАВОСЛАВНОЕ

холмогор.jpg

Протоиерей Петр Холмогорцев, настоятель Христорождественского собора г. Челябинска. Начало ХХ века

Листая энциклопедию "Челябинск"

Cогласно «Законам о состоянии» подразделялось на черное (монашествующее) и белое (женатое). К черному относились «духовные власти» — архиереи (митрополит, архиепископ, епископ), настоятели (архимандриты, игумены, строители), настоятельницы монастырей, ризничий Московской синодальной конторы; а также иеромонахи, иеродьяконы, монашествующие. Послушники к числу последних не принадлежали. К белому — протопресвитеры, протоиереи, иереи, дьяконы и причетники в звании псаломщиков. По видам службы белое православное духовенство делилось на епархиальное (причты кафедр., приходских, домовых церквей), военное и морское, придворное, заграничное. Канонически не относящиеся к клирикам монашествующие не входили в состав православного духовенства. В концу 18 века при императоре Павле были введены награды для православного духовенства. К высочайшим из них относились ордена, митра (головной убор, украшенный драгоценными металлами и камнями), наперсный крест из кабинета Его Величества. Эти награды давались с высочайшего соизволения и по инициативе Священного Синода за особые заслуги или по статусу. За 50-летнюю службу по ходатайству Синода священники награждались орденом Владимира 4-й степени, дьяконы — орденом Анны 3-й степени, псаломщики — золотой шейной медалью на Анненской ленте. К синодальным наградам относились наперсный крест; палица (4-угольный плат ромбовидной формы с изображением креста), которая носилась с правой стороны на бедре и символизировала пастырский духовный меч — слово Божие; камилавка (покрытый бархатом головной убор в форме расширяющегося кверху цилиндра). По распоряжению епархиального архиерея православное духовенство удостаивалось епархиальных наград, к которым принадлежали скуфья (остроконечный головной убор из бархата) и набедренник (4-угольный продолговатый плат с изображением креста, который символизировал духовный меч пастыря и носился на бедре с правой стороны, а при наличии палицы — с левой). Духовные награды, связанные с облачением, надевались во время богослужений. Православное духовенство играло важную роль, выполняя ряд социальных функций (предоставление медицинской помощи, борьба с суевериями и предрассудками, обучение детей в церковно-приходских школах, ознакомление с императорскими и правительственными указами и другие). До 1890-х годов православное духовенство оставалось замкнутым сословием, так как выход из него был облегчен, а вход ограничен, но и после «открытия» духовного сословия слабо пополнялось выходцами из других сословий из-за неудовлетворительного материального и приниженного общественного положения большей части священноцерковнослужителей. Православное духовенство Челябинска первоначально ограничивалось причтом Никольской церкви в Челябинской крепости — первой из построенных в Челябинске (1739–1740); службы отправляли священник, дьякон, дьячок и пономарь. Позже штат церкви был увеличен: в 1765 в нем числились протоиерей, 2 священника, дьякон, 2 дьячка, пономарь. Со строительством новых церквей и открытием приходов количество представителей православного духовенства в Челябинске увеличивалось. В 1934 году духовным лицам принадлежало 16 домов. С 1863 по 1915 год в Оренбургской епархии количествово церквей увеличилось с 271 до 916, приходского духовенства — с 960 человек до 1619, в том числе: 41 протоиерей (из которых 33 занимали священнические должности), 782 священника, 183 дьякона (из них 145 на псаломнические места) и 613 псаломщиков. К 1917 году православное духовенство Челябинска насчитывало 32 человека: 4 протоиерея, 16 священников, 9 дьяконов, иподьякона и 2 псаломщиков. Жалованья от казны никто из членов причтов не получал, большинство пользовалось доходами братских кружек и квартирными пособиями. Священники 1-го и 2-го причтов Рождество-Богородицкой церкви на станции Челябинск получали от Управления Омской железной дороги по 600 рублей жалованья с обязательством преподавания закона божьего в 2-классном училище для мальчиков и церковно-приходской школе для девочек при станции, дьякон — 300 рублей, дьякон на должности псаломщика — 150 рублей. Третий и четвертый причты жалованья не получали. В распоряжение 1-го причта были также предоставлены казенные квартиры, остальные получали квартирные пособия из церковных сумм: священники — по 300 рублей, дьяконы — по 120 рублей в год. Оба протоиерея Вознесенской монастырской церкви имели по 150 рублей в год, дьякон — 75 рублей. Причт Николаевской церкви на переселенческом пункте получал 2000 рублей на разъезды в связи с сопровождением поездов с переселенцами, был обеспечен квартирами с отоплением и электрическим освещением. Священник Николаевской церкви при тюрьме имел 800 рублей в год. Причты остальных церквей пользовались суммами из братских кружек (платой за требоисправления) и добровольными пожертвованиями прихожан. Доходы братских кружек за 1916 год составили: в Христорождественском соборе — 7500 рублей, Свято-Троицкой церкви — 5000 рублей, Рождество-Богородицкой церкви на станции Челябинск — 5000 рублей, Рождественской монастырской церкви — 3500 рублей, Александро-Невской церкви — 3200 рублей, Покрова Пресвятой Богородицы (Перцевской) церкви — 2000 рублей, Николаевской на переселенческом пункте — 500 рублей, Николаевской при тюрьме — 100 рублей, Алексеевской церкви при реальном училище — 100 рублей, Введенской церкви при епархиальном женском училище — 50 рублей. Причты Христорождественского собора, Рождество-Богородицкой станционной, Вознесенской монастырской, Свято-Троицкой и Покровской церквей получали, кроме того, проценты с причтовых сумм, пожертвованных на вечное поминовение. Земли и сбора хлебом церкви не имели. Священник и дьякон Покровской церкви жили в домах при духовном училище. Имели в городе собственные дома протоиерей Д. Ф. Неаполитанов и А. М. Альбокринов, священники А. Разумов, В. Кудрявцев, К. Прокопьев, А. Львов, И. Евстратьев и иподьякон И. Тарасов. Городское черное православное духовенство было представлено викарными епископами Челябинска, которых с 1908 по 1917 год сменилось 4; монашествующими, входившими в состав Челябинского архиерейского дома, и монахинями челябинского Одигитриевского женского монастыря, которых в начале 1917 года насчитывалось 62, включая игуменью-настоятельницу Анастасию и игуменью-старицу Рафаилу, находившуюся на покое.

А. И. Конюченко

Литература: Дегтярев И. В. Купола над городом / И. В. Дегтярев, В. С. Боже. Челябинск, 1992; Конюченко А. И. Духовенство Челябинска накануне революции 1917 (численность, образовательный уровень, материальное положение) // Города Урала в контексте русской культуры: Тез. докл. юбилейн. регион. конф… Челябинск, 1993; Он же. Приходское духовенство Оренбургской епархии во второй половине XIX — начале ХХ века // Исторические чтения: Материалы науч. конф... Челябинск, 1996, Вып. 2; Боже В. С. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала ХХ века // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Челябинск, 1996. Вып. 1; Он же. Материалы к истории церковно-религиозной жизни Челябинска. 1917–1937 // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Челябинск, 1998. Вып. 2.
Tags: энциклопедия "Челябинск"
Subscribe

  • «ЧЕЛЯБИНСК», энциклопедия

    Коллективное фото авторов энциклопедии "Челябинск" с главой города Челябинск В.М.Тарасовым после торжественной презентации. Дворец пионеров и…

  • КРАЕВЕДЕНИЕ

    Обложка книги (фрагмент) "Подвижники. Краеведы Челябинской области. 2009" "Листая энциклопедию"Челябинск" Изучение родного края методами…

  • ЛЕНИНУ В. И. ПАМЯТНИК на Алом поле

    Памятник Ленину. Алое поле. Начало 1950-х годов Листая энциклопедию "Челябинск" Открыт 15 июля 1925 года. По форме напоминает мавзолей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments