DG048 (dg048) wrote,
DG048
dg048

Categories:

БЫТ ГОРОДСКОЙ дореволюционный

быт2.jpg
Чаепитие на веранде дома по Восточному бульвару. Фото К. Н. Теплоухова. Челябинск. 1909 год

Листая энциклопедию Челябинск

Общий уклад городской повседневной жизни дореволюционного Челябинска. Первопоселенцы Челябинска вынуждены были весь свой быт приспосабливать к условиям военного времени: опасаясь нападения восставших башкир, они проявляли повышенную осторожность, перемещались только группами на незначительное расстояние от крепости имели при себе оружие и т. п. После подавления восстания напряженность уменьшилась, и жители Челябинска смогли уделять больше внимания улучшению своих бытовых условий.
Путешественник И. Г. Гмелин, побывавший в Челябинской крепости в 1742 году, сообщал, что дома в ней «были выстроены в линию, улицы очень широкие», жители же были «очень заняты строительством и обустройством крепости». П.-С. Паллас при описании крепости в 1770 году сообщал, что «большая часть домов построена на деревенский вкус, также и упражнение большой части жителей состоит в хлебопашестве». После перемещения в Челябинскую крепость в 1743 году центра Исетской провинции мало что изменилось в полусельском образе жизни горожан. Людей в крепости жило немного, почти все они знали друг друга, многие находились в родственных отношениях. Распространены были «большие семьи», когда вместе с родителями жили взрослые дети со своими семьями. Бoльшую часть населения составляли русские; главенствующей религией являлось православие (в крепостии были выстроены Никольский и Христорождественский православные храмы). Старообрядцы — члены второй по численности конфессиональной группы — подвергались со стороны церковных и светских властей притеснениям и гонениям, что иногда приводило к самоубийствам. Хотя торговля товарами и продуктами велась в Гостином дворе (действовал до середины 18 века) и на ярмарках (первая учреждена в 1743 году), в основном продукты и товары челябинцы производили для себя сами. Академик И. П. Фальк, говоря о Челябинской крепости 60–70-х годов 18 века, отмечал, что «обыкновенные съестные припасы здесь в изобилии». При этом, по его сведениям, торговля была «самая худая; в лавках едва можно найти самонужнейшие вещи, но 2 ярмонки заменяют весь недостаток». Крепость компактно располагалась преимущественно на правом берегу реки Миасс, «одно предместье на левом берегу реки, находящееся однако ж, на довольно высоком месте, чтоб от наводнений быть безопасну и во всякое время года сухим, по причине покатистого положения и каменистой земли» (Паллас). Для перевозки грузов использовался гужевой транспорт. Им же пользовались жители и для поездок в близлежащие хутора и деревни, в которых на 1782 год проживало, по подсчетам Н. М. Чернавского, около ¼ населения Челябинска (таким образом они скрывались от постойных и иных повинностей). С той же целью многие из мещан и казаков возводили в Челябинске не капитальные постройки, а времянки без печей. Уровень культуры и грамотности был невысоким. Первое учебное заведение для детей священно- и церковнослужителей — русская словесная школа — было открыто лишь в 1779 году. Медицинскую помощь в меру своих возможностей оказывал челябинцам первый челябинский лекарь И. Кноблох. Упразднением провинций и получением в 1781 году Челябинском статуса города ознаменовалось начало нового периода в его жизни, длившегося до конца 19 века (в краеведческой литературе назван периодом «уездного захолустья»). На самом деле в этот период росло население Челябинска, открывались учебные заведения, начала развиваться культура, делались первые шаги в благоустройстве города. Именно в этот период сформировалось челябинское городское сообщество с высоким уровнем самосознания. По указу Уфимского наместнического правления от 13 августа 1782 года мещане, приписанные к городскому обществу, должны были иметь в городе дома не хуже деревенских, в последующем они обязывались нести все городские повинности, что сделало невыгодным их пребывание вне города. Основное население при этом продолжало вести образ жизни, близкий к сельскому. Земельный участок, получаемый горожанами в вечное владение, использовался ими не только для строительства дома, но и для многочисленных хозяйственных построек: амбаров, конюшен, коровников, поднавесов и т. п. Челябинцы продолжали заниматься земледелием, торговлей, держали домашний скот. Так, в 1863 году при населении в 5857 человек в городе числилось 735 лошадей, 540 голов крупного рогатого скота, 319 овец, 42 свиньи и 20 коз. Новым занятием для населения стала работа по найму на золотых приисках. Национальный состав населения оставался практически однородным, мусульман было немного. В 1863 году татаро-башкирское население составляло 53 человека, а поляков было 23 человека. В городе сформировалось 2 православных прихода: Христорождественский и Свято-Троицкий. В быт горожан органично и прочно вошла церковная обрядность: они принимали участие в торжественных молебнах, крестных ходах, крестили новорожденных, венчались в церкви, отпевали умерших и т. д. Дома челябинских обывателей были преимущественно деревянными и одноэтажными. Каменные, полукаменные и двухэтажные принадлежали преимущаственно городской купеческо-чиновничьей элите. В 19 веке в Челябинске возникали так называемые «культурные гнезда» (например, в доме В. Г. Жуковского), в которых проводились танцевальные вечера, праздники и тому подобное, и общественные учреждения для организации досуга горожан: клуб городского общественного собрания (1869), библиотеки. В тот же период начала формироваться система народного образования (духовное, уездное, приходские училища, женская прогимназия), одновременно с этим появились элементы школьного быта: форма, торжества по случаю начала и окончания учебного года, школьные награды и тому подобное. В Челябинске формировалась своя языковая среда. Современники отмечали, что в городе и прилегающем уезде бытовали слова, в других местах не встречающиеся (например, «бызовать» — рыскать, бегать; «жвакать» — «говорить одно и то же»; «выкомура» — «остряк, выдумщик» и так далее). И. В. Уржумцев в «Кратком очерке обычаев Челябинского уезда» (Оренбургские губернские ведомости, 1848, № 7) восклицал: «Сколько… здесь можно встретить поговорок и обычаев, нигде не употребляемых!» Некоторые обычаи и суеверия, распространенные в Челябинске в 19 веке дошли до нас в записи учителя М. Н. Ястребова. Вне всякого сомнения, бытовали в городе и топонимические легенды, записанные челябинскими краеведами в 20–30-е годы 20 в.. Все эти факты говорят о том, что к концу 19 века Челябинск стал небольшим уездным городом со сложившимися самосознанием и бытом горожан. В 1892 году Челябинске вошел в число железнодорожных станций, что послужило причиной многих изменений в укладе городской жизни. Начался стремительный рост населения; формировались значительные группы магометанского, католического, иудейского, протестантского вероисповеданий; изменялся внешний облик города; в быт горожан прочно входили водопровод, телефон, газеты, журналы; открывались средние специальные учебные заведения и так далее. Строились двух- и трехэтажные дома, мостились улицы и площади, появлялись первые автомобили, автобусы, мотоциклы, велосипеды. В больших магазинах (М. Ф. Валеева, братьев Якушевых, Ш. Ахметова, Стахеевых) и небольших лавках челябинцы приобретали различные товары, отечественные и заграничные. Разнообразнее стал досуг городских жителей: они посещали кинематограф, цирк, ходили на выступления знаменитых гастролеров или местных любительских театральных трупп, музыкальных и хоровых коллективов в Народный дом или клубы (общественного собрания, железнодорожного собрания, Новый клуб). Популярными стали карнавалы. В городе возникли кружки любителей туризма, эсперанто. Местные интеллектуалы пытались создать в городе научное общество и музей. В то же время приток населения, рост цен и преступности способствовали разрушению самосознания коренных жителей Челябинска как хозяев города. «Хроника пестрит только “происшествиями”, — писал в 1907 в обзоре местной жизни корреспондент газеты “Приуралье”. — До боли хочется найти в ней хоть малейший намек, хоть подобие жизненных, здоровых проявлений…» До революции ситуация не изменилась. Первая мировая война лишь добавила напряженности. Дороговизна продовольствия, жилья, медицинского обслуживания и связанные с этим проблемы послужили причиной бунтов (например, Бабий бунт). Бунты облегчили победу революции, предопределившей радикальные изменения и в городском быту.

В. С. Боже

Литература: Чернавский Н. М. Материалы к истории Челябинска. Челябинск, 1993; Из челябинского фольклора / Публ. В. С. Боже // Городской романс. Челябинск, 1996; Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собр. текстов / Сост. В. С. Боже. Челябинск, 1997; Смирнов Д. Любимый город спал спокойно: Штрихи к портр. староуезд. Челябинска // Деловой Урал (Челябинск). 1999. 15 янв., 14 мая, 18 июня, 16 июля, 6 авг.
Tags: энциклопедия "Челябинск"
Subscribe

  • «ЧЕЛЯБИНСК», энциклопедия

    Коллективное фото авторов энциклопедии "Челябинск" с главой города Челябинск В.М.Тарасовым после торжественной презентации. Дворец пионеров и…

  • КРАЕВЕДЕНИЕ

    Обложка книги (фрагмент) "Подвижники. Краеведы Челябинской области. 2009" "Листая энциклопедию"Челябинск" Изучение родного края методами…

  • ЛЕНИНУ В. И. ПАМЯТНИК на Алом поле

    Памятник Ленину. Алое поле. Начало 1950-х годов Листая энциклопедию "Челябинск" Открыт 15 июля 1925 года. По форме напоминает мавзолей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments