DG048 (dg048) wrote,
DG048
dg048

АРХИТЕКТУРА ХРАМОВ старого Челябинска

перц.jpg
Улица Большая (ныне Цвилинга). На переднем плане Перцевская церковь и храмы Одигитриевского женского монастыря. Начало ХХ века. Почтовая открытка

Листая энциклопедию "Челябинск".

Строительство храмовых сооружений началось с первых лет существования крепости. Церкви становились композиционными центрами города, вокруг которых группировалась малоэтажная рядовая застройка, обозначали городские площади или кладбища. Силуэтный характер культовых зданий выделял их в массе жилого сектора.
Будучи наиболее значимыми и выразительными постройками, они одновременно являлись визуально связанными между собой высотными доминантами. Развитие архитектуры храмовых сооружений шло от строительства деревянных зданий (Никольская церковь) к замене их каменными, оштукатуренными (Троицкая церковь, Христорождественский собор, Казанско-Богородицкая и Рождество-Богородицкая церкви), в поздний период — краснокирпичными строениями с использованием качественного лицевого и профилированного материала (Александро-Невская и Свято-Троицкая церкви). Использовались традиционные строительные материалы. В создании Челябинской крепости, как части укреплений Уйской пограничной линии, участвовали мастера Далматовского Успенского монастыря — крупнейшего землевладельца на Южном Урале и в Зауралье, поставщика фуража и пропитания для крепости. Позже монастырь поддерживал постоянные хозяйственные, культурные и духовные связи с городом. Благодаря активной деятельности монастыря развернулось строительство храмов в Приуралье, в частности Христорождественского собора в Челябинске. Характеристика многих церковных сооружений города затруднена в связи с их утратой и доступна для изучения только по фотографиям. Вопросы строительства храмовых зданий в Челябинске изучены слабо, нет данных о мастерах, производивших работы, неизвестны авторы построек 18–19 веков. Можно предполагать, что сооружение храмов велось по общепринятым правилам: подрядным способом, исходя из требований заказчика или «по образцу», выбранному им. При этом «размерение» будущего храма предоставлялось мастерам и осуществлялось прямо на стройке. Храмовое зодчество в Челябинске развивалось в русле национальной православной храмовой архитектуры; однако имело провинциальный характер; стилистические изменения соответствовали общероссийским. Церковные здания сооружались по традиционной трехчастной схеме: собственно храм с алтарем, трапезная и притвор, планы которых симметричны относительно продольной оси. Характерно объединение в одном объеме церковного здания храма и колокольни. Первая церковь города — деревянная, во имя Святого Николая Чудотворца (Никольская, 1737) — располагалась за пределами крепости. После освящения Христорождественского собора (1766) ее перенесли в Заречье, положив начало формированию нового общественного центра — Троицкой площади. Для сооружения первого каменного храма были приглашены мастера, имевшие опыт строительства Далматовского монастыря, отражавшего черты московского зодчества 17 века и особенности соликамской архитектуры (детали декора стен, окон, порталов). Каменщики Далматовского монастыря передавали челябинским мастерам традиции Соликамска и Верхотурья. Аналогичным образом закладывались традиции местного иконописания. Первоначально работы, по всей вероятности, были выполнены пришлыми мастерами (в 1764 году отмечено пребывание в городе иконописцев из Далматова монастыря Я. Лаврова и А. Бормонтова). Позже при Одигитриевском женском монастыре была создана своя живописная школа. Главный храм Исетской провинции — Христорождественский собор (заложен в 1748 году) — стал доминантой первой и главной городской площади — Соборной. Необходимость его строительства была вызвана ростом города и сменой его статуса. К собору была приписана кладбищенская церковь Казанской Божией Матери (1790–1793). Челябинск, насчитывавший 2,5 тысяч населения, вступил в 19 век, имея 2 приходских церкви — Христорождественский собор, Троицкую — и кладбищенскую — Казанско-Богородицкую. При всех приходских церквах действовали церковноприходские школы. В начале 20 века к числу приходских добавились Александро-Невская и 2 станционных церкви — Рождество-Богородицкая и Николаевская временная (всего 5 приходов). Кладбищенских церквей насчитывалось 6: Казанско-Богородицкая, Симеоновская, Успенская; Николаевская и Вознесенская монастырские церкви, Вознесенская церковь в поселке Порт-Артур). Для большинства церковных зданий этого периода (Христорождественский собор, Покровская церковь при духовном училище, Троицкая церковь) была характерна развитая продольная ось. Исключением являлась одноэтажная Одигитриевская монастырская церковь, вид которой, даже после надстройки 2-го этажа с колокольней, композицией с наружным декором напоминал светскую постройку. Православное культовое зодчество представляли каменные пятиглавые храмы (Христорождественский собор, Вознесенская монастырская, Покровская училищная, Свято-Троицкая церкви), небольшие кладбищенские одноглавые церкви (Казанско-Богородицкая, Симеоновская, Успенская и Николаевская монастырская) и деревянные станционные церкви (Рождество-Богородицкая, Воскресенская кладбищенская). Общее стремление к вертикальным композициям нашло свое выражение в развитии ярусных колоколен (трехярусные — в Покровской училищной и Александро-Невской церквах, четырехярусные — в Христорождественском соборе, Казанско-Богородицкой и Свято-Троицкой церквах). Каменная Троицкая церковь (1796–1829), построенная рядом с перенесенной в Заречье деревянной Никольской (переименованной в Троицкую) церковью, — пример храмового строения по типовому проекту в стиле классицизма. После сооружения каменного здания деревянная Троицкая церковь была разобрана. К приходской Свято-Троицкой церкви была приписана кладбищенская Симеоновская церковь (освящена в 1883 году), которая долгое время являлась единственной действовавшей православной церковью в городе. В 1909 году было принято решение о строительстве нового храмового здания Свято-Троицкой церкви больших размеров. В 1861 году в городе был открыт женский Одигитриевский монастырь, в котором имелось 2 церкви: Одигитриевская и пятикупольная Вознесенская. К монастырю относилась и каменная часовня, расположенная на монастырской заимке на территории современного Ленинского района, позже перестроенная в храм, освященный во имя Святителя Николая (1864). С монастырем соседствовало мужское духовное училище с Покровской училищной церковью. Монастырские постройки и Покровская церковь определяли архитектурный облик южной части города, ее силуэт со стороны железной дороги. Появлялись храмы неправославных конфессий, сначала деревянные, позднее заменяемые каменные: мечеть (Ак-Мечеть), синагога, римско-католический костёл. Одноэтажная кирпичная мечеть на улице Азиатской построена в 1890–1899 годах. Для размещения первого римско-католического молельного дома была использована деревянная светская постройка (1898). Каменный базиликальный костел был построен в 1909–1914 годах. Здание синагоги (1900–1905) ныне расположено внутри квартальной застройки, восточным фасадом обращено на улицу Пушкина. Пристанционные церкви, появившиеся в начале 20 века, как и прежде, выполнялись из дерева. На переселенческом пункте у железнодорожного вокзала была построена Рождество-Богородицкая церковь с 2 приделами-прирубами (1897–1904). Прослеживались элементы и приемы, нетрадиционные для деревянных построек: большие арочные окна барабана; малые главы, перекрытые стилизованными навершиями. Одновременно появились церкви — временная, походная Николаевская (1911) и Вознесенская кладбищенская в поселке Порт-Артур (1916), приписанные к Рождество-Богородицкой станционной церкви. Строительство храмовых сооружений продолжалось в начале 20 века: были построены 2 краснокаменных храма. 22 июня 1907 года на площади Александровской (ныне Алое поле) на месте Александровской часовни была заложена, а 4 декабря 1911 года освящена церковь в честь Святого благоверного князя Александра Невского. Здание построено по проекту академика А. Н. Померанцева в неорусском стиле. В Заречье в 1911–1914 годах было возведено здание Свято-Троицкого храма, также выполненное в неорусском стиле по проекту П. А. Сараева — высотная доминанта Заречной части города. К 1917 году в Челябинске существовало 17 православных церквей, 18-я строилась. Служба велась также в костеле, мечети и синагоге. Строительство новых культовых сооружений было возобновлено в конце 1990-х годов. Были построены православные храмы: Василия Великого, Святого Владимира «Утоли моя печали», Николая Угодника; других конфессий: церкви римско-католическая, новоапостольская, мечеть Исмагила. Реконструировано здание синагоги. Ряд церквей действует в старых или приспособленных зданиях («Скоропослушница», «Нечаянная радость» и другие).

Л. Ю. Вознюк, Т. А. Полякова

Литература: Дегтярев И. А. Купола над городом / И. А. Дегтярев, В. С. Боже. Челябинск, 1992; Чернавский Н. М. Материалы к истории Челябинска. Челябинск, 1993; Боже В. С. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала XX века // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Челябинск, 1996. Вып. 1; Он же. Материалы к истории церковно-религиозной жизни Челябинска (1917–1937) // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Челябинск, 1998. Вып. 2; Он же. Дорога к храму // Челябинск. 1999. № 1.
Tags: энциклопедия "Челябинск"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment