DG048 (dg048) wrote,
DG048
dg048

Categories:

АРХИТЕКТУРА ГОРОДСКАЯ, история

архГор.jpg

Листая энциклопедию "Челябинск".

Градостроительство и общественные центры. Челябинская крепость была основана на правом берегу реки Миасс. По плану 1736 года она была типичным фортификационным сооружением. Внутри размещались постройки военного назначения. Дома поселенцев находились за крепостными стенами. Линия домов вдоль берега реки Миасс образовала 1-ю улицу — Сибирскую (улица Труда), впоследствии одну из главных, и 1-ю композиционную ось города. На продолжении осевой линии, проходившей через башни крепости, размещался мост. В 1737 году за пределами крепости (на пересечении нынешних улиц Труда и Цвиллинга) началось строительство первой деревянной церкви Николая Чудотворца. В 1743 году Челябинск стал центром Исетской провинции. Перевод провинциального правления в крепость осуществился весной 1744 года. К этому времени были построены деревянные дома воеводы и провинциальной канцелярии. В 1748 году на месте нынешней площади Ярославского был заложен главный храм Исетской провинции, первая каменная постройка, Христорождественский собор, вокруг которого складывался 1-й городской центр. В 1768 году деревянную церковь перенесли в Заречье (переименована в Троицкую церковь), где вокруг нее стал формироваться второй общественный центр. По описанию 1762 года, крепость имела 2 вида укреплений: внутренние (небольшая крепость с 2 башнями) и внешние (заплот с 3 проезжими башнями, рогатками и надолбами). Начиная с 1768 года, после выхода соответствующего указа Екатерины II, было сделано несколько попыток упорядочить планировочную структуру города, застройку и обслуживание кварталов (планы 1768 и 1784 годов), не имевших успеха. По плану 1784 года предусматривалось размещение 4 центров, состоящих из питейных заведений и заезжих домов. С упразднением Исетской провинции (1781) город стал уездным, оставаясь им до 1919 года, развивался медленно. К началу 19 века в городе было 3 церкви, обывательские дома группировались около Христорождественского собора и по прилегающим улицам. Велась активная застройка Заречной части, формировался ее центр около новой каменной Троицкой церкви. В городе преобладали одноэтажные деревянные застройки, лишь изредка в центре встречались двухэтажные каменные дома. В Челябинске не было водопровода и мостовых. Городская территория умещалась на площади, ограниченной современными улицами Свободы, 8-го Марта, Васенко, Карла Маркса. Отправной точкой в дальнейшем развитии города стал план троицкого землемера Сидорова (1838) — основа будущего генерального плана, предусматривавший дальнейшее развитие центра и разработку новых красных линий с учетом существующей застройки и исторически сложившегося функционального зонирования. План 1838 года подтвердил принцип создания нескольких городских центров. Основные административные здания и Христорождественский собор находились на Соборной площади и улице Христорождественской (улица Цвиллинга), ставшей главной городской улицей. На месте нынешнего сквера у почтамта складывалась торговая площадь — Мясная. Улица Уфимская (улица Кирова) — новая композиционная ось — соединяла ее с уже существующими площадями — Соборной и Троицкой. На плане 1875 года видна Петровская площадь (между нынешним часовым заводом и зданием администрации области), возле которой размещались 4 учебных заведения: духовное, городское, 1-е мужское и 1-е женское училища. В конце 1880-х годов новые границы города проходили по линиям современных улиц Красноармейской, Калинина, Красной и пр. Ленина. Город разделялся на 2 неравные части: большая находилась на правом берегу реки Миасс (учреждения, гостиный двор, монастырь, клуб общественного собрания, женская гимназия, дома именитых горожан), на левом — жилые кварталы Заречья. Совсем небольшая часть — Заручейная — находилась за рекой Игуменкой (район современной площади Павших революционеров). В середине 19 века в центральной части города появился Одигитриевский женский монастырь, украсивший силуэт города своими церквами. В конце 19 века появились храмы неправославных конфессий: римско-католический костёл, мечеть и синагога (сначала деревянные, а затем каменные), приближенные к территории проживания соответствующих национальных групп. Открывались учреждения образования и здравоохранения. Промышленный подъем, последовавший за строительством Самаро-Златоустовской железной дороги, вызвал резкое увеличение числа жителей (с 1882 по 1887 год — с 9 до 30 тысяч человек). В город, ставший крупным центром торговли и переработки сельскохозяйственной продукции, было переведено Управление строительством Сибирской железной дороги. Планировка дореволюционного города отличалась четкой полицентричностью. Центры (площади, иногда кладбища) обозначались культовыми сооружениями. Архитектурными доминантами возвышались над малоэтажной застройкой богатые по силуэту храмовые здания. Ансамблевость застройки проявлялась в соотношении высот рядовой застройки и доминант, а также в ее пластическом решении: по мере приближения к храму застройка становится более выразительной и значительной. Главным городским центром оставалась Соборная площадь, одновременно бывшая торговой. В районе железнодорожного вокзала возникали многочисленные неорганизованные поселения с мелкими кварталами и убогой застройкой: слободки Сибирская, Пригородная, поселки Никольский, Порт-Артур и др. Композиционными центрами в поселках стали Рождество-Богородицкая и Вознесенская деревянные церкви. Начиналось активное строительство общественных и жилых зданий из кирпича. В 1902 году было открыто реальное училище (1902, улица Красная), в 1903 году построен Народный дом. Происходили изменения в структуре общегородского центра. Со строительством каменного здания городской думы и управы (1870–1890) на улице Сибирской (улица Труда) последняя получила значение административной. Основной торговой и общественной улицей стала улица Уфимская (улица Кирова), где были возведены двухэтажные дома купцов с лавками. Дома оборудовались водопроводом и электроосвещением. В 1903 году Городская дума постановила произвести замощение центральных улиц и освещение города электричеством. Новый толчок развитию города придал промышленный подъем 1920–1930-х годов. Развитие Челябинска как промышленного центра было заложено проектными документами (разработаны Ленинградским институтом «Гипрогор»), имевшими общие черты во всех крупных городах Урала. Первая схема планировки города и принципы застройки (1926–1928) сохраняли планировочную структуру центра, окруженного поселками промышленных предприятий. На рубеже 1920–1930-х годов при новых промышленных предприятиях сформировались соцгорода. После организации Челябинской области (1934) началась работа над первым генеральным планом города (1936), полному осуществлению которого помешала война. Фактически к началу Великой Отечественной войны центр города был контрастным: среди малоэтажной дореволюционной застройки высились отдельные участки многоэтажной застройки (почтамт, городок НКВД, жилые дома на улицах Ленина, Сталина, Цвиллинга). В промышленных районах соцгород окружался призаводскими плановыми и неплановыми поселками. По схеме развития города на 1941–1945 год он делился на 5 планировочных районов, в которых жилые массивы должны были располагаться на наиболее живописных и здоровых территориях. Застройку города предполагалось вести архитектурными ансамблями с учетом важных природных особенностей (рельефа, бора, реки, озер). Улица Спартака (проспект Ленина) стала главной улицей города, площадь Революции — главной городской площадью. Ее ансамбль начал формироваться в предвоенные годы. Второй план развития города (1947, «Ленгипрогор») скорректировал размещение жилищного строительства с учетом перспектив развития Челябинского промышленного узла. Корректировка (1951) генерального плана увеличила этажность жилой застройки. При этом использовался «Детальный план застройки пр. Ленина» (1950, архитекторы И. Е. Чернядьев, А. Б. Ривкин, М. Я. Иванцова), удачно определивший масштаб улицы и застройки центра города. После утверждения генерального плана развития города до 2000 года (1967, «Челябинскгражданпроект») Челябинск развивался на свободных от застройки территориях Северо-Запада и Северо-Востока, где появились значительные массивы типовой жилой 5–9-этажной застройки. Городскими общественными центрами стали комплексы — площади с расположенными на них крупнейшими общественными зданиями: театра оперы и балета им. М. И. Глинки на площади Ярославского (на месте снесенного Христорождественского собора), железнодорожного вокзала, комплекса на берегу реки Миасс (филармония, Торговый центр, Дворец спорта «Юность» и цирк). Изменился характер высотных доминант. Теперь это многоэтажные жилые и общественные здания («Гипромез», 14-этажные жилые дома по проспекту Ленина и улицам Кирова, Цвиллинга и др.). Со строительством зданий театра драмы (1981), Инвестбанка и реконструкцией сквера (1979) завершилось создание ансамбля главной городской площади — площади Революции. В конце 1990-х годов общественными центрами районов стали комплексы предприятий культуры, торговли, досуга («Аврора», «Урал-КиноМАКС»). Самые первые общественные здания были деревянными и со временем разрушились. Из кирпичных строений сохранились здания мужского училища (конец 19 века, здание детской музыкальной школы по улице Советской), 1-го смешанного начального училища (1900, улица Воровского, 5), 2-го высшего начального училища (1916, здание детской школы искусств, улица Борьбы, 28), реального училища (1902, улица Красная, 28), Красных казарм в Заречье и в районе железнодорожного вокзала. В 1986 году был снесен дом купца Ахматова, стоявший на берегу реки Миасс, рядом с мостом. Он был построен в 1805 году, позднее куплен городской думой под устройство богадельни и больницы. В нем в 1892–1900 годах размещались Управление строительства Западно-Сибирской железной дороги, в начале 20 века реальное училище, общественный банк, телефонная станция, женская прогимназия. В здании на углу улицы Уфимской и Южного Бульвара (улица Кирова и проспект Ленина) располагался городской банк (1910-е годы, архитекторы М. И. Баллог, реконструкция в 1938 году, архитектор И. А. Голомбек). Одноэтажное здание вокзала было построено по проекту архитектора Р. И. Карвовского (1896). В 1935 году оно было надстроено, реконструировано и приобрело современный вид. В начале 20 века велось активное строительство общественных зданий, выполненных в различных стилистиках; например, Народный дом (1903) построен в неоклассической стилистике. В стиле модерн или с использованием его мотивов построены кинотеатр «Люкс» (1910, ныне кинотеатр «Знамя»), здания магазина братьев Яушевых (улица Труда, 92а), торгового дома братьев Валеевых (1908–1910, улица Кирова, 104). В 1930-е годы центр города сформировали новые здания в стилистике конструктивизма: гостиница на углу улиц Спартака (проспект Ленина) и Воровского (архитектор И. Ипполитов, 1934), почтамт (1936), кинотеатр им. А. С. Пушкина (1937). Появился новый тип зданий, организующих центры общественной жизни — дворцы культуры и рабочие клубы. Клубы ЧТЗ (позже Дворец культуры и театр ЧТЗ) построены по проекту А. К. Бурова в стиле конструктивизма. В конце 1930-х годов наметился возврат к классическому наследию. Дворец культуры железнодорожников, Дворец культуры ОАО «Станкомаш», Дворец культуры и техники ОАО «Мечел», Дворец культуры ЧТПЗ, построенные несколько позднее, выполнены в стилистике неоклассицизма с использованием индивидуальных, повторно примененных и типовых проектов. Со строительством Дворца культуры станкостроительного завода им. С. Орджоникидзе (архитекторы И. Векслер, К. Истрин, интерьеры архитекторов А. Кладовщикова, М. Семенова, 1949) был закончен комплекс КБС. Строительство общественных зданий не прекратилось и в годы войны: возведено здание гостиницы «Южный Урал» (архитекторы Д. Барагин, Н. А. Баранов, 1941), Управления Южно-Уральской железной дороги (ЮУЖД; архитектор Б. Помпеев, 1942), кинотеатр «Родина» (1944–1947). В послевоенные годы была сформирована восточная сторона площади Революции: здания «Челябэнерго» (1955), горисполкома (ныне городская администрация, 1958) и жилой дом Управления ЮУЖД с музеем декоративно-прикладного искусства (1956). Завершено строительство театра оперы и балета имени Глинки (1937–1955), построены Дворец культуры железнодорожников (1959), здание областной универсальной научной библиотеки (1958). Один из интереснейших градостроительных ансамблей — восточный участок бульвара Б. Хмельницкого в Металлургическом районе (архитекторы В. Г. Болдырев, Я. Л. Скуратовский) — завершен зданием Дворца культуры и техники ОАО «Мечел» (архитектор А. Зайцев, 1955) в стилистике неоклассицизма. В 1954–1959 годах в предпарковой зоне был возведен главный корпус Челябинского политехнического института (ЧПИ; архитекторы А. П. Луконин, В. Н. Соковнин). Стилевое решение здания претерпело изменения тогда, в ходе борьбы с «архитектурными излишествами», а строительство башни и шпиля над главным входом началось лишь в 1999 году под руководством архитектора Е. В. Александрова. Подобная же судьба постигла проекты многих жилых и общественных зданий: дома ЮУЖД на площади Революции, зданий городской администрации, дома с магазином «Уральские сувениры» (архитектор Александров). Изменился облик набережной реки Миасс: построены здания Дворца спорта «Юность» (1967), Торгового центра (1976), цирка на 2 тысячи мест (1979). Реконструирован Дворец пионеров на Алом поле (1978). В городе появились новые высотные доминанты: филиал НИИ швейной промышленности (1974, архитектор Александров), 15-этажное здание института «Челябгипромез» (Г. Кокшаров, И. Боголюбцева), комплекс больницы скорой помощи по типовому проекту (1970–1977, главные инженеры проекта С. К. Евтеева, Н. П. Козлова), комплекс зданий ФСБ (архитектор Александров), гостиница «Малахит» (1979, архитектор Я. Рувинов), новый комплекс городской больницы № 1 (1981–1985, архитектор В. Ковалев), корпуса научно-исследовательских и проектных институтов, в том числе новый корпус ЧПИ (1981–1985) в предпарковой зоне. Основная масса поселенцев Челябинской крепости использовала при строительстве широко распространенный тип жилого дома для всех сословий — шестистенный трехкамерный дом-связку. Встречались также двухкамерные дома, в составе которых были изба и сени. Обычные строения — с подпольем и подклетью, с высокими 2-скатными крышами из дранки, реже теса. К началу 19 века дома обывателей группировались вокруг 3 городских церквей и Христорождественского собора. Основная застройка – одноэтажная, в центре — единичные двухэтажные каменные дома. С началом строительства железной дороги и резким ростом населения началась активная застройка пустырей традиционными жилыми домами из дерева и замена одноэтажных деревянных домов 2–3-этажными в центре города. Сформировался единый ансамбль торговой улицы Уфимской (улица Кирова), где сплошной линией располагались двухэтажные жилые, доходные, с лавками дома купцов и именитых горожан (дома-усадьбы, имеющие внутренний двор). Отдельные усадьбы располагались в непосредственной близости от центра. Сохранились дома Е. А. Пенегова (1-я половина 19 века, улица Цвиллинга, 5), С. Т. Шарлова (1873, улица Кирова, 100), Хованова (конец 19 века, улица Васенко, 25), В. А. Семеина (1911, улица Кирова, 102), дом и магазин П. А. Злоказова (1887–1896 гг., улица Кирова, 92). Дома купца Холодова (1888, улица Кирова, 139, 139а) сложены из камня и облицованы серым гранитом. В архитектурном декоре зданий, в том числе деревянных (дом А. И. Рябинина, конец 19 века, улица Каслинская), активно использовались элементы модерна. Характерные примеры — дом М. П. Архипова и особняк Данцингера-Высоцкого (около 1910, инженер А. А. Федоров). Закрепляя своим положением структуру квартала, они имеют важное градостроительное значение. С началом строительства промышленных предприятий шло формирование жилья в поселках-соцгородах. По проекту А. К. Бурова построен соцгородок ЧТЗ и ряд общественных зданий в Тракторозаводском районе (1930–1933). Многоэтажными домами застраивался район ЧГРЭС вдоль улицы Российской, появились жилые дома на улице Цвиллинга, проспекте Ленина, на углу проспекта Ленина и улицы Свободы (1930–34). Улучшилась планировка и оборудование квартир в новых жилых комплексах городка НКВД (архитекторы Н. Коринфский, А. Тумбасов, 1936), по проспекту Ленина в районе ЧТЗ (архитекторы Голомбек и М. А. Лежень), КБС (архитекторы Чернопятов, В. Бирюков, 1934–1939). Начало формирования будущего административного центра города — площади Революции — положило строительство семиэтажного жилого дома с центральным гастрономом (архитекторы П. Кухтенков, А. А. Максимов, 1938). В 1950-е годы застраивались главные улицы города. Многоэтажные жилые дома по проектам ведущих челябинских архитекторов строились во всех районах города. В 1960–1970-е годы интенсивно развивалось крупнопанельное домостроение, велось строительство типового жилья — кирпичных и панельных пятиэтажных домов первых массовых серий, затем 7–9-этажного жилого фонда. По генеральному плану 1967 года началось освоение новой площадки для строительства жилья — Северо-Запада: жилого массива, рассчитанного на проживание 300 тысяч человек. В конце 1970-х годов в городе появились первые 14-этажные жилые дома: комплекс по проспекту Ленина, удостоенный премии Совета Министров СССР (1975–1978, архитекторы Б. В. Петров, И. В. Талалай, Б. А. Баранов), жилые дома в квартале улица Цвиллинга — проспект Ленина — улица Кирова с блоками обслуживания и Выставочным залом Союза художников (1977, архитекторы Петров, Талалай, Баранов). С 1990-х годов ведется строительство 16-этажных домов, первым был построен монолитный жилой дом по Комсомольскому проспекту (1991). Несколько позднее были построены 16-этажные панельные дома по проекту института «Челябинскгражданпроект» (архитекторы Э. Л. Гавловский). Ведется активное строительство жилого фонда повышенной комфортности по индивидуальным проектам, выполненным челябинскими архитекторами В. П. Ковалевым, В. Н. Фуксманом, Н. И. Ющенко, Я. И. Рувиновым, В. Б. Зеленко и др. В плановых поселках АМЗ, Смолеозерном, Смолино, Колхозном и др. участках территории города и в пригородах ведется строительство индивидуального жилья по типовым и авторским проектам.

Л. Ю. Вознюк, Т. А. Полякова

Литература: Володин П. А. Челябинск. М., 1950; Иванцова М. Я. Челябинск. Челябинск, 1961; Челябинск. Десять путешествий по городу / В. Я. Вохминцев, Л. Д. Константиновский, Р. Ф. Шнейвайс, В. Н. Лахнин. Челябинск, 1971; Челябинск, год 2000. Челябинск, 1973; Челябинск: Градостроительство вчера, сегодня, завтра / Сост. С. Н. Поливанов. Челябинск, 1986.
Tags: энциклопедия "Челябинск"
Subscribe

  • «ЧЕЛЯБИНСК», энциклопедия

    Коллективное фото авторов энциклопедии "Челябинск" с главой города Челябинск В.М.Тарасовым после торжественной презентации. Дворец пионеров и…

  • КРАЕВЕДЕНИЕ

    Обложка книги (фрагмент) "Подвижники. Краеведы Челябинской области. 2009" "Листая энциклопедию"Челябинск" Изучение родного края методами…

  • ЛЕНИНУ В. И. ПАМЯТНИК на Алом поле

    Памятник Ленину. Алое поле. Начало 1950-х годов Листая энциклопедию "Челябинск" Открыт 15 июля 1925 года. По форме напоминает мавзолей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments