DG048 (dg048) wrote,
DG048
dg048

Categories:

Краткий курс юного краеведа

...и любителей истории Местного Края.

P1130988=.JPG

Хроники Н. М. Чернавского
для всех кто еще не читал или не знал о их существовании. Текст приводится по сборнику "Материалы к прошлому города Челябинска". 1926 год

Н. Чернавский
Сжатый очерк развития города Челябинска
(II часть)

IV.

Новая полоса в жизни города, характеризуемая быстрым экономическим подъемом и общественно-культурным развитием его, открылась с 1892 г., с проведением Самаро-Златоустовской жел. дороги. Постройка дороги, начатая от Златоуста еще в 1891 г., и перевод сюда из Самары в 1892 г. управления по постройке Западно-Сибирской жел. дороги, законченной в 1896 г., вместе с притоком капитала привлекли сюда массу рабочего и промышленного люда, а также и большое количество служащих. Влияние постройки Сибирской магистрали на рост города возрастало по мере прокладки пути и открытия движения, с начала до Кургана (в 1893 г.), а потом Омска (в 1894 г.) и т. д. В 1895 г. город соединен был еще веткой на Свердловск, а позднее (в 1912 г.),— через станцию Полетаево,— и дорогой на Троицк и Кустанай. Таким образом, Челябинск стал важным узловым железнодорожным пунктом, в то время как до сих пор, благодаря своей изолированности и удаленности от центра, был типичным захолустным городком. Со времени же проведения железной дороги город стал быстро расти и развиваться. И, действительно, не прошло и 10-ти лет, как перепись 1897 г. показала увеличение в составе населения вдвое (до 20.000).
Проведение железной дороги на Сибирь усилило переселенческое движение из внутренней России в Сибирь, вызвав в Челябинске создание в 1897 г. врачебно-питательного Переселенческого пункта, самого значительного и наиболее оборудованного, занимающего своими постройками около 10-ти десятин земли. Сюда от станции была проведена железнодорожная ветка и в скором времени на пункте были устроены зимние и летние бараки, больница, амбулатория, аптека, столовые, церковь, баня, прачешная, водогрейка, 2-х классная школа и др. На ряду с вокзалом Переселенческий пункт являлся крупным учреждением в городе, создававшим большой спрос на припасы. Количество переселенцев, направлявшихся через станцию Челябинск с устройством пункта усилилось, достигнув в 1895 г. до 60.000, а потом, в XX веке оно стало выражаться в сотнях тысяч (от 200 до 750 тыс.). Переселенческое движение, конечно, тоже дало некоторый прилив населения города. В годы европейской войны, когда транспорт был занят, переселенческое движение прекратилось, заменившись притоком беженцев с Западной границы.
Положение Челябинска, как передаточного пункта для импорта товаров с Дальнего Востока, вызвало учреждение в городе в 1899 г. Таможни 1-го класса (переведенной из Тюмени). Особенно крупное значение здесь получило чайное дело и через Томожню проходил почти исключительно один чай (около миллиона пудов).
Развитие торговли чаем повело к образованию в Челябинске обширных базисных складов, каковые имелись здесь от всех главных Московских чайных фирм: Вогау, Перлова, Филиппова, Швецова и Грибушина. Вскоре в городе были устроены большие чае-развесные: Губкина и Кузнецова, Колокольникова, В. Высоцкого и К-о и Попова. Особенно крупное производство чая было в чае-развесных Кузнецова и Высоцкого; оборот у них доходил до 10–12 мил. руб. в год с пропуском до 7–8 мил. фунтов байхового чая. По чайному делу Челябинск занимал в последнее время после Москвы второе место в России и конкурировал с Одессой.
Важным фактором для развития города стало служить использование колоссального природного богатства близь города в виде залежей бурого угля.
Наплыв населения в город создал острый квартирный кризис, благодаря чему дома и квартиры в городе сдавались в аренду за необычайно высокие цены. Началась строительная горячка,— обычно в кредит, даваемый своими квартирантами, при чем, некоторые лица свои дома отдавали под квартиры, а сами ютились в амбарах и банях наскоро приспособленных для жилья.
Постройки производились, главным образом, близь вокзала, удаленного в то время от города на 2 километра, где служащие железной дороги и рабочие устраивали небольшие домики, бараки или землянки. Тут же селились мелкие торговцы, которые ввиду отдаленности от города в целях увеличения торговых оборотов охотно оседали близь вокзала. Постройка шла без всякого плана и даже разрешения. Таким, чисто захватным путем близь вокзала возникла слобода Пригородная (1895 г.), введенная в селитебную площадь города в 1911 г.; на казачьей земле в 1897 г. появились поселки Шугаевский и Колупаевский; в 1906 г. на городском выгоне возник Порт-Артур. Никольский поселок с этого времени также разросся и заселился в значительной части пришлым элементом. Все новые постройки, возникшие благодаря проведению железной дороги и подъему торгово-промышленной жизни составляли почти половину общего населения города.
С этого же времени начал быстро застраиваться и сам город, где появились целые новые слободы: Дешевая (1904 г.) и Семеновская слобода (1907 г.) на Северной стороне. Для заселения этих слобод городским самоуправлением отводились маломерные земельные участки, а самые слободы были разбиты на небольшие кварталы. На главных же улицах и в центре города взамен прежних маленьких деревянных домов были сооружены крупные каменные здания для учреждений, магазинов, контор, гостиниц и проч.
Особенное оживление в этот период приобрела и лучше обстроилась Уфимская, ныне Рабоче-Крестьянская улица, сделавшаяся в XX столетии главной в замен прежней Большой и Сибирской (ныне Цвиллинга и Труда).
О темпе и характере построек можно судить по статистике строений за 1904 и 1908 гг. В 1904 г. у города числилось: жилых домов 102 каменных и 2325 деревянных; лавок — 43 каменных и 348 деревянных, а всего — 145 каменных и 2673 деревянных домов. В 1908 г. домов было: жилых 326 каменных (с полукаменными) и 3515 деревянных; лавок — 81 каменных и 421 деревянных, а с нежилыми 490 каменных и 4837 деревянных. Следовательно, общим числом увеличение за 4-е года выразилось в 1,8 раз, но особенно обращает на себя внимание увеличение постройки каменных домов (более чем в 3 раза).
Наиболее крупные постройки возникли в 1902–14 г.
В это время были построены Государственный Банк (где ныне размещается Окрисполком) и здание Казначейства (теперь приходо-расходная касса); Народный дом (им. Цвиллинга); Реальное училище (Педтехникум); Казенный винный склад, Тюрьма, Красные казармы близъ вокзала и Красные казармы на Северном выгоне, за рекой.
К этому же времени были отстроены частными лицами следующие — наиболее обширные магазины и дома: Бр. Яушевых (Уралторг), Валеева (Отделение Текстильного Синдиката), Бейвеля (дом Окрсоюза), Комольцева, Каткова (магазин ЦРК), Злоказова (магазин «Книга»). Близъ моста был построен магазин Шакира Ахметова, сгоревший в 1920 г., и рядом с ним 2-х этажный магазин Галеева.
Кроме того были построены дома: Холодова (номера Комхоза), Кузнецова (Фармазавод), Зайкова (магазин Юж.-Уралтреста), Дядина (Дом Союзов), Архипова (Окружком ВКП(б)).
С половины 90-х годов Челябинск становится важным торговым пунктом. Главнейшей отраслью торговли города служит сбыт хлеба. Будучи центром обширного и богатого земледельческого района, Челябинск и раньше вел крупную торговлю хлебом, салом, кожами и проч., снабжая ими заводское население Урала и частью отправляя во внутреннюю Россию через пристани по реке Белой и гужем. С проведением же железной дороги пшеница отсюда стала отправляться кроме внутренних рынков за границу. В 1896 г. в Челябинске было открыто несколько заграничных контор и фирм специально для экспорта пшеницы, например: Луи Дрейфуса (Французская), Миллер и К-о (Английская, а на русских крупную торговлю вели Холодов, Степанов, Крашенинников, Павлов, Кандаков, Чирков и многие другие. Общий вывоз зерновых и хлебных продуктов из Челябинска оффициально определялся в 25 миллионов пудов ) (более 30 тыс. вагонов).
В 1914 г. для потребностей хлеботорговли в Челябинске начата была постройка Элеватора грузоподъемностью в 1 миллион пудов. В 1916 г. главный корпус Элеватора закончен был постройкой; в 1918–19 гг. были установлены машины, но в первые годы он, главным образом, обслуживал Наркомпрод и являлся преимущественно зернохранилищем и только с 1924 г., с передачей элеватора Госбанку, последний работает по своему прямому назначению.
Положение города в центре земледельческого района обусловило и крупную торговлю здесь сельско-хозяйственными машинами и орудиями, спрос на которые развивался с улучшением земледельческой техники и с переходом к более культурным способам ведения хозяйства. В Челябинске устроен был склад машин Столль собственного производства и от Американской фирмы — Мак-Кормика, а в 1899 г. Столль устроил собственный завод не далеко от станции и вырабатывал на последнем плуги и молотилки. Вслед за Столль и другие фирмы стали устраивать здесь склады для поставки земледельческих машин и орудий как собственного производства, так и заграничных, каковые именно фирмы: Эльворти, Аксай, Джон-Гривз, Янцен и Нэйфельд, Андриас, Плат и Ланц; кроме того был организован казенный склад Переселенческого Правления. Всего в городе было 14 складов.
Далее, в торгово-промышленной жизни города в XX столетии большое значение получило еще маслоделие, принявшее промышленный характер в нашем крае тоже с проведением железной дороги, когда введены были сепараторы и началась скупка масла для отправки его на рынки. Сначала маслоделие находилось преимущественно в руках частных предпринимателей, скупавших молоко у крестьян для переработки на своих заводах, а потом в деревнях начали создаваться маслодельческие артели, позднее объединившиеся и образовавшие в Челябинске отделение Союза Сибирских Маслодельных Артелей и Приуральский Союз Маслодельных Артелей. Во время Европийской войны, когда экспорт масла упал, союзы сократили свое производство.
Одним из старинных промыслов в Челябинске был кожевенный, но крупное развитие в торгово-промышленной жизни он получил особенно со времени Русско-Японской войны. На городском северном выгоне устроено было до 15 кожевенных заведений, вырабатывавших преимущественно выросток и полувал. Всего вырабатывалось в год 80–85 тысяч кож на сумму свыше 600 т. р. Сырье для переработки скупалось в городе и уезде, а также в Петропаловске и Троицке, куда оно в большом количестве поступало от киргиз. Выделанный товар направлялся для сбыта помимо местного рынка в Троицк, Кустанай, на Кочкарские прииски, заводы Урала и отчасти в Сибирь. В настоящее время на месте небольших, но многочисленных кожевенных заводов выстроен один кожевенный завод с механическим оборудованием и с выработкой до 100 тыс. кож.
Торговля скотом и продуктами животноводства раньше имела более местное значение, хотя скупка сала и масла производилась также и для отправки в Екатеринбург, Тюмень, Казань и др. города. Но, с проведением железной дороги, стало возможным отправлять в Москву битый скот в вагонах и холодильниках, для чего кроме старинной городской скотобойни устроены частные — Маренова и Лошкарева. В 1908 г. на городской скотобойне было убито до 12 тысяч голов различного скота, на бойне Маренова — 16 тысяч и у Лошкарева — около 1000 голов.
В 1900 г. близъ 2-й версты Омской жел. дороги устроен был для скоропортящихся продуктов холодильник с приборами для засолки мяса. В 1920 г. этот холодильник сгорел и в 1922 г.— 23 г. было выстроено новое здание холодильника, до настоящего времени не оборудованное.
Наконец, развитие и рост города обусловили собой новую отрасль торговли — лесную. За отсутствием строевого леса вблизи города, последний раньше доставлялся гужом с Урала, из башкирских земель и из Златоустовской заводской дачи; при чем в старое время доставка леса производилась в Челябинск сплавом во время половодия по реке Миас. С проведением-же железной дороги лес стали доставлять в Челябинск сначала из Уфы, а потом, со времени соединения с Екатеринбургом, из Верхотурья, станции Ляли, Выи и из Тюмени, где имеются обширные склады леса и лесопилки. Большой спрос на лесные материалы вызвало открытие в городе 7-ми крупных частных лесных складов.
Оживление и развитие торговли поставили на очередь учреждение в Челябинске Товарной Биржи. В 1907 году Биржевой комитет открыл свою деятельность.
Торговое дело вызвало к жизни учреждение Банков Госбанка (1893 г.), Общества Взаимного Кредита, Русского Торгово-Промышленного и Агентства Русского для внешней торговли Банка. Кроме того было 14 Страховых Обществ и 8 транспортных контор.
Промышленная деятельность города за этот период сильно поднялась, хотя и в меньшей степени, чем торговля. Прежде всего соответственно главной продукции района разилось мукомольное дело и появились крупные паровые мельницы как-то: Степанова в 7-ми верстах от города, перестроенная в пароводяную, самая крупная с суточной производительностью до 12 тысяч пудов муки; Кузнецова в самом городе; Яушева; Петрова и Полякова. Старые городские водяные мельницы (Архиповская) и Боровинского были переоборудованы на пароводяные и более мощные. Кроме того в самом городе возникли мелкие мельницы: Стрельникова (в 1910 году), Ростова (в 1912 году), Иванова и Луканина.
Для крупчатников особенно выгоден был перелом тарифа на станции Челябинск, дававший накидку на пуд зерна, отправляемого из Сибири, до 8 копеек, что предоставляло возможность им покупать зерно и перерабатывать его в муку. На мельницах Челябинска перемалывалось зерна до 5 миллионов пудов в год.
В этот же период возникли: Пивоваренный завод Венцйеля (1893 г.), Дрожжевой завод Аникина, Дроболитейный завод Мартынова, Конфектная фабрика Высоцкого и целый ряд прочих мелких промышленных заведений: крупообдирочных, маслобойных, искусственных минеральных вод, кожевенных, салотопных, колбасных, мыловаренных, кишечномоечных, пимокатных и кирпичных сараев.
В этот же период возникли и приобрели значение разного рода кооперативы и общества взаимопомощи. Прежде всего открылись коллективы по выдаче денежных ссуд и субсидий: Общество взаимного кредита, Касса взаимопомощи учителей, Ссудо-сберегательная касса чаеразвесочной Губкина-Кузнецова, завод Столль, служащих Яушева, Земских служащих и Ссудо-Сберегательное Товарищество, объединявшее кустарей. Затем, с 1916 г. функционировал Союз Кредитных и Ссудо-сберегательных тем, с 1916 г. функционировал Союз Кредитных и Ссудо-сберегательных товариществ. Этот союз в последнее время (1917 г.) имел свою типографию, кожевенный, овчинный и маслобойный заводы, механическую, пимокатную и сапожные мастерские.
Затем, организованы были потребительские кооперативы на Михайловском хуторе («Потребитель») и Переселенческом пункте («Переселенец»). В самом городе 28 февраля 1909 г. открыто было «Общество Потребителей служащих и рабочих» и в октябре 1916 г. был организован Союз потребительских кооперативов.
Промышленный и торговый рост города и увеличение населения неизбежно заставили городское самоуправление обратить внимание на нынешнее благоустройство города. В 1903 г. дума постановила произвести замощение центральных улиц (Уфимской и Сибирской) за счет самих владельцев, но фактически к устройству мостовых было приступлено только в 1905 году, когда была замощена только лишь Уфимская улица. В 1906 г. была замощена Сибирская улица и Соборная площадь; в 1907 г.— Екатеринбургская, Большая и Азиатская (в южной половине), а также Хлебная площадь. В 1908 г. благодаря энергии и настойчивости городского головы Бейвеля было замощено Шоссе от города до станции. В 1909 г. замощены в наиболее праздных местах Исетская и Скобелевская улицы (по последней тогда было большое движение во время ярморок).
В 1904 г. было введено освещение города керосино-калильными лампами в числе 20.
Начало благоустройства пожарного дела в городе относится к 1897 г., когда открыло свою деятельность вольно-пожарное общество и были приобретены пожарные машины. В 1901 г. открыта была в Заречьи 2-я пожарная каланча и в 1902 г. устроено пожарное депо в Пригородной слободе. С 1910 г. на летнее время открывалась пожарная часть и в Заручейном районе.
Крупное улучшение городского благоустройства внесено введением в 1907 г. электрического освещения. В 1907 г. начало функционировать «Товарищество на вере Кокорев, Колбин и Ко», каковое по договору с городским самоуправлением установило 60 дуговых фонарей. С 1915 г. Городской думой была устроена мощная электрическая станция на месте старой станции Кокорева, Кобина и Ко.
С 1906 г. начал функционировать в городе телефон, устроенный сначала на средства небольшой группы лиц и учреждений. Телефон вскоре стал необходимой потребностью торгово-промышленных организаций и административных учреждений и количество абонентов с каждым годом увеличивалось. В 1906 г. абонентов было 94, в 1907 г.— 128, в 1908 г.— 168, 1909 г.— 191. В 1909 г. телефонная сеть общим протяжением была в 165 верст стоимостью в 16.257 руб. В 1913 г. произведено переоборудование телефона по более совершенствованной системе (полуавтоматической) центральной батареи. В 1925 г. телефон проведен был из города по районным селениям округа. Количество абонентов в настоящее время составляет 367 по городу и 7 по округу с платой за эксплуатацию от 5 руб. до 11 руб. 25 к. в месяц.
Из крупных мероприятий по благоустройству г. Челябинска, опередивших в этом отношении даже г. Свердловск, стоит, далее, устройство водопровода. Водопровод в Челябинске начал функционировать с 1912 г. при наличии 8-ми водоразборных будок и 26-ти домовых ответвлений.
В 1896 г. открыт Городской ломбард с основным капиталом в 5 тысяч руб., а к 1906 г., спустя 10 лет, капитал ломбарда возрос до 15 тысяч рублей.
По оказанию медицинской помощи следует отметить открытие нового здания для амбулатории при больнице (1901 г.), а затем открытие в собственном здании Городской аптеки и при ней 2-й амбулатории.
В этот же период были открыты: Реальное училище (1905 г.), Торговая школа (1909 г.), Епархиальное женское училище (1908 г.), Учительская семинария (1911 г.) и 2-я женская гимназия (1913 г.).
Из нисших школ в это время были вновь открыты: II-е 4-х классное смешанное училище (1907 г.) и приходские-мужские: III-е Николаевское (1895 г.); IV-е на Восточном бульваре (1905 г.) и V-е Кутузовское в Заречьи, на Екатеринбургской улице; приходские женские: III-я (1906 г.) и смешанные школы: I при доме Трудолюбия (1901 г.) для бедноты, которая пользовалась обедами в столовой при доме Трудолюбия, II-е в Пригородной слободе, близ кладбища (1908 г.) и III-я в Порт-Артуре (1908 г.).
В тот же период устроены были школы железно-дорожного ведомства. Сначала было открыто в 1898 г. в собственном здании 2-х классное мужское училище Министерства Народного Просвещения с большим залом, с ним была открыта женская церковно-приходская школа, в 1916 г. в Порт-Артуре было открыто смешенное 2-х классное училище и 3 казачьих Начальных школы в Никольском поселке.
Первая библиотека была открыта в городе при Духовном учил., но ревизором Миропольским эта библиотека в 1872 г. была закрыта. После этого отдельные лица несколько раз возбуждали перед правительством ходатайство об открытии библиотек, но в ответ на все эти просьбы правительство не только отказывало в материальной помощи, но также не разрешало открытие библиотек на общественные средства. И только лишь в 1898 г. в Челябинске была открыта Городская народная библиотека, которая и обслуживала населения всего города. В 1906 г. была открыта Татаро-башкирская библиотека-читальня.
Для удовлетворения культурно-просветительских нужд в 1898 г. в Челябинске было открыто Общество попечения о начальном образовании. Силами и средствами этого общества был открыт в городе первый книжный магазин (1900 г.) и в 1908 г. Обществом были открыты при Народном Доме музей наглядных пособий и детская библиотека. Затем, открыты были: Общество вспомоществования учащимся средних учебных заведений (в 1912 г.) и Общество дошкольного воспитания (в 1912 г.).
В 1903 г. в Челябинске открыт был первый театр — Народный Дом (Народный дом имени Цвиллинга).
Из благотворительных учреждений, появившихся в это время, заслуживает внимания Попечительское общество о доме Трудолюбия, возникшее в 1896 г. Оно устроило собственное помещение, где давало работу безработным женщинам, и организовывало столовую; которой отпускались дешевые и сытные обеды беднейшему населению. В 1901–04 г. это же Попечительство содержало свою школу. Однако, несмотря на положительные стороны работы Попечительского общества деятельность последнего сводилась преимущественно к неорганизованной подачке либеральными дамами и не носила характера широко организованной помощи.
В целях пропаганды и распространения культурного и интенсивного ведения сельского хозяйства по частной инициативе в 1910 г. открыто было Селько-хозяйственное Общество. В настоящее время Общество имеет в своем распоряжении 78 десятин земли, из которых 8 десятин заняты огородами и питомниками (близ Маслозавода), а на остальной земле находятся опытно-показательное поле, сортоиспытательные и сорторазмножительные для лучших культур участки.
Кроме того в 1906 г. открылось «Общество правильной охоты», устроившее в 1910 г. за городом тир с помещением для клуба. С 1922 года это общество функционирует как Кооперативно-промысловое и реорганизовано в «Союз охотников».
Газетное дело получило начало в Челябинске в 1904 г. с изданием Городской Управой «Листка объявлений». Помимо объявлений в Листке помещались телеграммы и городская хроника. Но это, первое периодическое издание в Челябинске носило узко ведомственный характер в силу чего большего успеха не имело и в начале 1905 г. прекратило свое существование.
В 1905 г. появилась частная пресса, когда стали выходить газеты «Труд», орган октябристов и крайних правых, затем с 1906 г. «Голос Приуралья» под редакцией Б. А. Весновского, известного автора «Карманного путеводителя» по гор. Челябинску и историко-статистическим описанием города (издан в 1909 г.). Эта газета с умеренно либеральным направлением просуществовала до революции 1917 г. С 1907 г. начала издаваться газета «Приуралье» с ярким левым политическим оттенком но распоряжением губернатора «за неблагонадежность» в 1910 г. газета была закрыта. В 1912 г. издавалась в течении последних нескольких месяцев газета «Приуральское слово».
Затем, выходили еще кооперативные журналы, как-то: с 1909 г. «Известия Челябинского Общества Потребителей», обслуживавшие Приуральскую кооперацию; в 1912 г. социал-демократический общественно-литературный еженедельник «Челябинская неделя», переименованный с 1913 г. в «Наш союз» и ставший чисто кооперативным органом, издававшимся Приуральским союзом маслодельных артелей, наконец Союз Потребительских кооперативов в течении 1918–1919 гг. издавал журнал «Кооперативный путь».
После русско-японской войны в порядке частных предприятий коммерческого свойства, как места для развлечения публики, возникли кино-театры. Число кинематографов одно время доходило до 7.
Почти в самом начале данного периода издано было новое «Городовое положение 1892 г. 11 июля, действовавшее до революции. На основании этого положения с 1894 г. был избран новый состав думы. Число глассных думы сначала достигало 30, а потом 40 и в конце 60.
С 1 января 1895 г. в Оренб. губ. введена была казенная винная монополия. Благодаря этому обстоятельству город лишился части доходов, получавшихся от виноторговцев (денежных взносов в Городскую кассу за право виноторговли) и от взимания арендной платы. Раньше, до введения винной монополии город получал от виноторговли ежегодно до 15 тысяч рублей дохода, с введением-же винной монополии количество этих доходов снизилось до 2½ тысяч руб. Такая значительная разница заставила город прибегнуть к увеличению обложения недвижимого имущества вместо прежних ½ % до 1 %, а также к введению налога на лошадей, повышению арендной платы за торговые помещения и проч. Финансовое положение города и благодаря указанным мероприятиям не улучшилось, вследствие чего Городское самоуправление с 1899 года в течении ряда лет испрашивало у Правительства компенсацию за лишение доходов через отчисления известного процента в пользу города с дохода от винной монополии, но губернские власти не шли на удовлетворение нужд города, не учитывали его роста и оторванности от губернского центра. Челябинск хотя и продолжал оставаться в зависимости от губернского административного центра, но по своей удаленности от последнего, а также вследствие обособленности хозяйства Челябинска и его уезда от Оренбурга был поднят в 1904 г. вопрос об образовании Екатеринбургской губ. (из 6-ти уездов: Челябинского, Троицкого, Златоустовского, Курганского, Екатеринбургского и Шаринского). Челябинское Городское самоуправление несколько раз обращалось к губернатору с ходатайством об учреждении не Екатеринбургской губ., а Челябинской, доказывая, что Челябинск, считавший себя столицей Южного Приуралья, занимает центральное положение во вновь проэктируемой губернии, что он является крупным узловым жел.-дор. и стратегическим пунктом с грандиозными военно-остановочными сооружениями, а также и ввиду нахождения в нем Таможни, Переселенческого пункта и крупной торговли. Не упущено было из внимания указание на крайне суровый и резкий климат (!) Екатеринбурга, на относительную дешевизну съестных припасов в городе Челябинске. В своих ходатайствах Городское самоуправление пыталось доказать, что губернские учреждения довольно легко удастся разместить в Челябинске и обещало губернатору отстроить дом на удобном месте. Но, несмотря на хлопоты Екатеринбургского и Челябинского самоуправлений, несмотря на очевидную потребность в создании новой губернии, ни Екатеринбургская, ни Челябинская губерния не были учреждены и город Челябинск до 1919 г. продолжал по прежнему оставаться уездным городом Оренбургской губернии.
Проведение железной дороги с ее мастерскими и быстрый экономический рост города неизбежно привлекли в Челябинск кадры пролетариата, а положение Челябинска, как узлового железно-дорожного пункта, создало благоприятные условия для революционного движения среди рабочих и особенно в железно-дорожных мастерских и заводе Столль, где было сконцентрировано наибольшее количество рабочих.
В 1896 г. в Челябинске возникла первая политическая организация под названием «Уральского рабочего союза», которая, главным образом распространяла свое влияние на Златоуст, Салдинский завод и др. заводы. В 1897 г. в Челябинске состоялся 1-й Съезд революционных деятелей Урала, но в 1898 г. организация была раскрыта полицией и участники ея (Н. М. Зобнин, А. А. Беляков, Н. В. Балашов, Годлевский) были высланы из Челябинска в Архангельскую губ. на срок от 3 до 5 лет.
В начале XX столетия в Челябинске организуются революционные кружки и постепенно начинает налаживаться конспиративная работа среди рабочих. Революция 1905 г. встретила в сознательной части Челябинских рабочих широкое сочувствие. 30 мая 1905 г. железнодорожники, руководимые социал-демократами, успешно провели экономическую забастовку. Затем, вскоре по заключении мира с Японией железнодорожники и почтовики дружно отозвались на Всероссйскую политическую стачку, вынудившую царское правительство пойти на ряд уступок и опубликовать манифест 17 октября.
Первое известие об октябрьском манифесте различными слоями населения было встречено разнообразно. 19 октября 1905 г. по почину железнодорожников состоялась большая манифестация по городу с красными флагами, пением марсельезы и с лозунгами, провозглашавшими о необходимости низвержения самодержавия. Черная сотня начала резко реагировать на проведенную манифестацию и в этот-же день произвела в городе еврейский погром. Погрощиками было разгромлено всего 38 еврейских домов и 18 магазинов и лавок. Материальный ущерб от этого погрома выразился в полмиллиона руб. Вместе с тем погромщики тщательно вылавливали евреев и дело не обошлось без того, чтобы целый ряд евреев жестоко были избиты погромщиками. Правительство делало вид, что оно защищает интересы всего населения и после погрома целый ряд лиц были привлечены к ответственности. Так, отстранен был «за бездействие» уездный исправник, а руководитель погрома брандмейстер Новиков только лишь спустя 5 лет сессией Саратовской уголовной палаты присужден был к 2 годам тюремного заключения. Но несомненно, что Новиков и его товарищи действовали не по собственной инициативе, а по указаниям жандармского управления. Новиков фактически за руководство погромом не просидел в тюрьме ни одного месяца, так как по ходатайству «именитых» граждан был помилован царем и вновь был принят Городским самоуправлением на должность брандмейстера и его огромная деятельность была «заклеймена» Челябинскими купцами и обывателями тем, что Новиков был избран в гласные Городской думы.
В 1905 г. декабрьское восстание в Москве было поддержано Челябинскими железно-дорожными рабочими, но вскоре наиболее активные революционные деятели были схвачены полицией и отправлены в ссылку.
В январе 1906 г. через Челябинск проследовал карательный отряд генерала Меллера-Закомельского, а в декабре 1905 года в Челябинск прибыл для подавления революционного движения генерал-губернатор Стрельницкий, остававшийся в Челябинске до снятия военного положения (20 февраля 1908 г.). Эти годы в Челябинске, как и во всей России, были годами злейшей акции и расправы с революционными деятелями. 11 декабря 1906 г. 4 революционера царским правительством были повешены на дворе Челябинской тюрьмы и несколько десятков были высланы на разные сроки в места «не столь отдаленные».
Однако и те небольшие вспышки, которые были в Челябинске, заставили правительство серьезно задуматься о том, чтобы волна революционного движения не вспыхивала вновь. С этой целью штат полиции города Челябинска был увеличен до 50 человек и кредиты на содержание ее от казны были увеличены до 12600 рублей в год.
Но и не только путем увеличения кадра городовых пыталось успокоить Челябинских рабочих царское правительство и цензовый элемент. Для лучшей борьбы с крамолой было использовано и «православие». В 1908 г. было учреждено Челябинское викариатство. Сначала викарный епископ жил в Оренбурге. Позднее Синод распорядился о переводе Викария в Челябинск, но гор. Троицк выступил было конкурентом, усиленно ходатайствовал о переводе викария в Троицк и был готов последнему отстроить дом за 15 тысяч рублей. Но Челябинская Городская дума оказалась более щедрой и отпустила на приобретение архиерейского дома 20 тысяч рублей и, таким образом, за 5 тысяч рублей Городской думой был куплен «епископ Челябинский»…
В 1910 г. в очень большом количестве были распространены случаи заболевания холерой. В этот год всего заболевших было зарегистрировано 248. из которых 173 (68 %) умерло.
В 1913 г. в Оренбургской губ. было введено Земство и, в связи с этим, город Челябинск был выделен в самостоятельную Земскую единицу.
В 1912 г. в Челябинске была организована 1-я общегородская больничная касса, которая объединила на первых порах 6 предприятий: электрическую станцию, мельницу и маслозавод Кузнецова, мельницу Первушина, Михайловский винный завод бр. Покровских и типографии — Бреслиной и «Печатное дело».
Империалистическая война приостановила развитие города вследствие того, что Городское самоуправление вынуждено было значительную часть своих средств тратить на содержание различных учреждений работавших для нужд армии.
В 1915 г. в городе стал чувствоваться недостаток продуктов. В октябре 1915 г. из-за задержки уплаты женам мобилизованных пособий и вследствие не выдачи сахара солдатками был произведен так называемый «бабий бунт», во время которого последние разбили стекла в Городской управе и в магазинах: Яушева, Ахметова, Валеева и Стахеева. Но и для подавления этого продовольственного «бунта» Городскому самоуправлению и полиции пришлось объявить город на военном положении и усилить охрану города войсками. Между тем положение с продовольствием изо дня в день ухудшалось, продукты дорожали, заработная плата становилась менее реальной и в силу этого экономическое положение рабочих и всего населения (конечно за исключением купцов, спекулировавших на продовольствии, и предметах первой необходимости и этим самым «работавших на оборону») ухудшалось и к началу 1917 г. достигло своего апогея.
Tags: 1920-е, Н.М.Чернавский, история Родного Края
Subscribe

  • МИХАЙЛОВСКИЙ, хутор

    Комплекс зданий винокуренного завод братьев Покровских. Начало ХХ века. Из фондов ГИМ Южного Урала Листая энциклопедию "Челябинск" Был…

  • МЕЛЬНИЦЫ дореволюционные

    Мельница Д.В.Кузнецова. Начало ХХ века. Почтовая открытка Листая энциклопедию "Челябинск" Производство муки в Челябинске имеет давние…

  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДАТЫ И ЮБИЛЕИ в дореволюционном Челябинске

    Пушкинский садик. Улица Большая (ныне Цвиллинга). Почтовая открытка. Начало ХХ века Листая энциклопедию "Челябинск" Праздновались в конце 19 —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment